Что такое разрешенная и снаряженная масса автомобиля и в чем разница

8.06.2020 Новости

Наряду со скоростью, вместительностью, грузоподъемностью и мощностью мотора, важнейшими характеристиками любого автомобиля являются показатели массы. Они существенно отражаются на расходе топлива и на всех системах автомобиля. Владелец машины должен знать, какое количество груза или сколько людей ему можно перевозить, чтобы она не вышла из строя.

Понятие снаряженной массы

Приобретая машину для транспортировки, необходимо заранее сопоставить ее технические параметры, касающиеся массы и грузоподъемности с поставленными целями. Авто не сможет их выполнять, если окажется не рассчитанной на нагрузки, поставленные перед ней.

На заметку!

В ЕС и в РФ в снаряженной массе учитывают водителя. Берется среднестатистический показатель — 75 кг.

Понятие

Одна из самых распространенных характеристик, которыми производители описывают возможности авто, — снаряженная масса.

Снаряженная масса автомобиля — это параметр, учитывающий вес водителя и авто с оборудованием и материалами. Пассажиры в расчет не берутся. Этот понятие часто еще называют массой без нагрузки.

Определяя СМА, авто взвешивают вместе с водителем и:

  • оборудованием;
  • инструментом;
  • бензином/дизтопливом;
  • маслом;
  • прочими стандартными компонентами.

Авто на продажу поставляются в снаряженном состоянии. Ничего лишнего в нем нет. Всё, что позднее положит в нее водитель, не будет входить в СМА. Этот показатель указан в теххарактеристиках.

Как рассчитать

В каждой стране при расчете СМА используют ту формулу, которую считают нужной. Никакими международными нормами данный вопрос не регулируется. Это вполне логично, так как от фактического веса машины зависит ее пропуск на мосты, плотины и т. п.

Еще одна важная характеристика авто — сухая масса. В нее входит чистый вес самого автомобиля. Чтобы рассчитать этот показатель, надо от СМА отнять вес оборудования, топлива и т. п.

Чтобы посчитать, сколько весит снаряженная машина, учитывают такие моменты:

  • усредненный вес человека — 75 кг;
  • в грузовиках и автобусах, рассчитанных на дальние поездки, где предусмотрено место для второго водителя, к общему весу добавляют еще 75 кг;
  • инструменты;
  • топливо, заполняющее 90% бака;
  • стандартные элементы комплектации.

Полученный суммарный вес оборудования и водителя/водителей прибавляют к сухому весу авто. Полученный результат и будет его СМА. Именно он и указывается в документации авто.

На заметку!

Имеются формулы индивидуального расчета СМА. Это особенно полезно при расчетах, выполняемых для грузовиков, которым приходится проходить через взвешивание.

Зачем нужен показатель

Существует множество ситуаций, при которых водителю надо знать точное значение снаряженной массы своего транспортного средства.

Когда может понадобиться показатель снаряженной массы:

  1. Если машина сломается и ей потребуется буксировка, необходимо будет сообщить ее вес водителю, который собирается выполнять буксировку на своем авто. Если его машина не рассчитана на подобные нагрузки, она может пострадать во время транспортировки.
  2. Показатель приходится учитывать при проезде через сложные участки, на которых важен вес проезжающего автотранспорта. Обычно на дорогах стоят предупреждающие знаки, указывающие на ограничения по весу. Перед въездом на подобные участки могут обустраиваться пункты взвешивания.

Грузоподъемность

Автомобилисты и эксперты считают, что во время эксплуатации автомобиля более значимым показателем, нежели снаряженная масса, является грузоподъемность. Именно им обычно оперируют водители и специалисты, занимающиеся автоперевозками.

Грузоподъемность — это вес, на который рассчитано авто. Он соответствует характеристикам. Машина не должна перевозить грузы, превышающие установленный максимум.

Второе название грузоподъемности авто — масса полезной нагрузки (МПН). Но в жизни обычно используют первый вариант, так как он более доступен для понимания и запоминания.

МПН разделяют на:

  1. Расчетную. Учитывается только максимальный вес, на который рассчитано авто.
  2. Номинальную. Учитывается качество дорог, по которым перевозится груз.

Полная или разрешенная масса

Для нагруженного автомобиля, легкового или грузового, используют другую характеристику — полную массу. В нее входит не только вес автомобиля со всей стандартной комплектацией и материалами, но и масса водителя, пассажиров и груза. В расчет идет любой груз — расположенный в салоне или багажном отделении легкового авто, в кабине или кузове грузового.

Полная или разрешенная максимальная масса автомобиля всегда больше снаряженной массы, так как она, наряду с оборудованием, материалами и водителем, учитывает вес пассажиров и груза. Эта величина устанавливается производителем и является предельно допустимой.

На заметку!

Разрешенной максимальной массой транспортных средств, сцепленных в одно целое, является общая сумма показателей каждого элемента.

Полная или разрешенная масса авто или иного транспортного средства регулируется не только производителем, но и нормативно-правовыми документами правительства РФ. В частности, этот вопрос регулируют Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением № 272.

Если транспортное средство превышает разрешенную максимальную массу, его относят к категории тяжеловесного. Его дальнейшая эксплуатация на российских дорогах возможна только после получения спецразрешения, которое выдает Федеральное дорожное агентство «Росавтодор» и учреждения, подведомственные ему.

Специальные разрешения выдают на одну или несколько поездок. Срок действия — 3 месяца. Стоимость госпошлины — 1 600 руб. Маршрут движения необходимо согласовывать с владельцами автодорог и ГИБДД, так как тяжеловесные машины зачастую являются причиной порчи дорожного покрытия.

Максимальная масса авто с прицепом

Максимальная разрешенная масса грузовиков с прицепом регламентируется законами и нормативными актами. Согласно законодательству, грузовая машина может буксировать любые прицепы. При этом на предельно допустимый вес авто с прицепом влияет категория и конструкция транспортного средства.

Максимальный общий вес:

  • 2-хосных автомобилей с прицепом — не более 18 т;
  • 3-хосных — не более 24 т;
  • 3-хосных с ведущей осью, имеющей две пары колес, — до 25 т.

Если предстоит использовать для перевозки прицеп, то груз необходимо распределить так, чтобы максимальное давление на фаркоп (тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки прицепов) составило 60–80 кг.

Если превысить эту норму, может появится проблема сцепления передних колес. Если недобрать до нормы, возникнут проблемы с задними колесами.

Показатели допустимых масс автомобиля имеют важное практическое значение. Практически все они имеют дублирующую терминологию, которую используют водители. Чтобы не запутаться в терминологии и цифрах и не попасть в проблемную ситуацию на дороге, перед эксплуатацией полезно ознакомиться со всеми техническими характеристиками авто, в том числе и с показателями массы.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются