Стоимость перевозки груза автотранспортом, другими его видами, в смешанном сообщении практически всегда зависит от его веса, иногда дополнительно и от габаритов, от категории. Чтобы понять, какой вес вводить в расчет тарифа, необходимо уметь ответить на вопрос, брутто и нетто, что это, в чем разница. Эти две категории различаются и для транспортников наиболее важна первая, именно она определяет загрузку автомобиля. Кроме них, в логистическую практику Евросоюза и Таможенного союза применяется и другая терминология и принципы определения веса, учитывающие такие параметры как объем или вид тары.
Что такое брутто и нетто
Итальянские термины вошли в торговый и транспортный оборот давно, примерно тогда же, когда российские купцы начали осваивать классическую двойную бухгалтерию. Не все знают, в чем разница между ними. Брутто переводится как грубый, вспомним схожее по звучанию слово «брутальный», нетто – чистый. Таким образом, масса брутто – это вес товара с упаковкой, а масса нетто — без нее.
Можно обратится для удобства понимания и к английской терминологии:
- нетто в транспортных накладных будет определен net weight. Это вес без упаковки, что бывает редко, он применим, например, к автомобилям, перевозимым на платформах;
- брутто или gross weight это вес с любой упаковкой, фабричной или дополнительной.
Товар принимается к перевозке по максимальному весу, что позволяет компенсировать затраты перевозчика. В ряде накладных и других товаросопроводительных документах иногда можно встретить указание «брутто за нетто». Это допустимо, когда цена товара не высока, а упаковка такая легкая, что ей можно пренебречь. Но на практике эта формула применяется крайне редко. Любопытно, что, если отойти от транспортной отрасли к нефтепереработке, для сырой нефти вес брутто будет включать воду, соли и примеси, присутствующие в ней при извлечении из скважины.

Интересно! Как правильно перевозить негабаритный груз?
Отличия массы нетто и брутто
Дифференциацию важно понимать для того, чтобы более точно рассчитать транспортные тарифы и определить максимально допустимую загрузку ТС с тем, чтобы не платить за перегруз. Вес груза с тарой или упаковкой, брутто вес, всегда выше чистого. Нетто масса определяется без защитной упаковки, для той продукции, для которой это допустимо. Если присутствует тара самой продукции – банки, стеклянной или консервной, коробки для сыпучих продуктов учитывается в структуре. веса брутто. Но определение чистого веса имеет свои сложности, так, при перевозе бочки оливок в рассоле, для полной точности определения массы нетто пришлось бы вычесть еще и вес рассола. На практике этого не происходит.
Обозначение типа веса грузов при перевозке
Международная классификация определяет, как маркировать контейнеры и мешки и как обозначается вес груза. Для брутто и нетто существуют условные знаки, уже по ним можно понять, чем отличаются оба определения.
Стандартно на упаковке размещается указание на нетто в формате нетто по-русски для внутренней реализации, на национальном языке региона (республики РФ), если он официален или страны СНГ. Если товар идет на экспорт, термин пишется на английском. Нетто указывается по умолчанию, брутто в отдельных случаях и когда это имеет принципиальное значение.
Для продукции из Евросоюза рядом с весом нетто на упаковке можно встретить значок «е» (e-mark или quantité estimée). Это означает, что масса соответствует заявленному, а присутствующая в отдельных единицах погрешность допустимо мала.

Другие виды веса груза в логистике
Кроме названных, брутто и нетто, применяются и другие категории конкретизации характеристик товара, влияющих на стоимость транспортировки. Наиболее часто в международном транспортом сообщении применяется такой тип веса как полунетто. Он используется в отношении продукции, в которой невозможно посчитать чистый вес без упаковки. Это такая продукция как косметика в коробочках и тюбиках, духи, де красивые флаконы уже часть товара, сигареты.
Кроме полунетто, применяется термин полубрутто. В этом случае из общих показателей массы исключается только вес наружной упаковки. Кроме того, бытует такая терминология:
- отгруженный вес (shipped weight). При загрузке транспортного средства рассчитывается общий вес продукции;
- натуральный вес (natural weight). Термин применяется для сыпучих грузов, часто в сфере сельского хозяйства. При определении используются не килограммы, а литры, меру объема, что позволяет дополнительно оценить влажность или сыпучесть;
- выгрузочный вес (delivered weight). В отличие от отгруженного определяется уже по прибытию транспортного средства к товарополучателю.
Отдельно в логистике выделяется так называемый объемный вес, относящийся к объему. Как можно увидеть, в транспортно-логистической терминологии понятие «вес» не эквивалентно массе, оно может иметь разное содержание.
Что такое объемный вес
На этот термин следует обратить особое внимание. Какой вес понимается под объемным? В данном случае разговор именно о массе не идет. Вес товара нетто и брутто определяются в граммах, килограммах, тоннах, а объемный вес – только по геометрическим параметрам высоты, ширины, длины, далее умножаемых на весовой коэффициент, различный для разных видов транспорта:
- 167 кг/м3 – для самолетов;
- 333 кг/м3 – для грузовиков;
- 1000 кг/м3 – для морских контейнеров.
Достаточно часто объемный вес оказывается выше фактического и тариф рассчитывается именно из него. Наличие такого условия расчета у перевозчика следует проверить до заключения договора с тем, чтобы определить действительные транспортные расходы. Для перевозчика расчет этого показателя позволяет с большей эффективностью заполнять внутреннее пространство кузова грузовика или палубы корабля.

Важно! Как перевозить велосипед в машине?
Как рассчитать массу брутто, если известно нетто. Формула перевода нетто в брутто
Выясняя брутто и нетто что по правилам это такое, что означает терминология требуется четко знать, какая именно тара и упаковка входит в расчет. Иногда требуется узнать чистый вес, массу нетто. Базой для расчета окажется масса брутто. Но необходимо выяснить и вес упаковки. Формула состоит из двух параметров:
- ВЕС БРУТТО – ВЕС ТАРЫ = ВЕС НЕТТО.
Этот расчет можно делать, если возможно с достоверностью установить, сколько весит тара. Это возможно со стандартными палетами или контейнерами. В современные электронные весы, в их программное обеспечение обычно уже заложены все данные по массе тары.

Законодательное регулирование учета массы и ГОСТы
Действующие в России стандарты определение нетто и брутто опираются на нормы, закрепленные в государственных стандартах, ГОСТах., других нормативных документах. Российская нормативно-правовая база уточняет только термины нетто и брутто, остальные обозначения относятся к коммерческой сфере. Найти их определение можно в ГОСТ 17527-2014, этот стандарт также ссылается на некоторые более ранние, утратившие силу. Определения тары, иных средств упаковки, позволяющие точно вычленить вес нетто и массы брутто, можно найти в соответствующих ГОСТ, ГОСТ ISO 445-2013, ГОСТ 20231-83, ГОСТ 32180-2013, описывающих поддоны, контейнеры, средства упаковки. Термин ISO в названии стандарта указывает на то, что он соответствует международному стандарту качества.
Хорошо зная термины, масса нетто и брутто, в чем разница между ними, можно успешно рассчитывать транспортные тарифы, не переплачивая, и не перегружать транспортное средство.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!