Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

15.09.2020 Советы автомобилисту

Неполадки сцепления делают вождение автомобиля не только дискомфортным, но и небезопасным. Чтобы ликвидировать неисправности, необходимо сначала диагностировать их причину. Есть признаки, по которым автовладелец может самостоятельно выявить проблему и разобраться с ней.

Устройство и принцип работы сцепления

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Сцепление — это два диска, сидящих на одной оси. Когда они соприкасаются — механизм включается, расходятся — выключается.

Узел состоит из таких основных деталей:

  • первичного вала механической КПП;
  • направляющей подшипника;
  • вилки;
  • корзины;
  • скобы;
  • ведомого диска;
  • маховика мотора;
  • педали.
На заметку! 

Задача сцепления — прерывание взаимодействия между КПП и ДВС. Чтобы плавно переключить передачи, надо прекратить подачу крутящего момента (КМ) с ДВС на трансмиссию. Водитель это делает, нажав ногой на соответствующую педаль.

Принцип действия сцепления легкового авто:

  1. Главный элемент механизма — диск, обе поверхности которого покрыты фрикционным материалом. Он стоит на маховике и при воздействии внешнего усилия вращается одновременно с ним.
  2. К диску подключен вал трансмиссии — через него на КПП передается КМ. Чтобы прекратить его передачу, надо разомкнуть муфту. Для этой цели в механизме имеется диафрагменная пружина — она находится между кожухом и диском.
  3. При нажатии на пружину ведомый диск отводится от основного и подача КМ прекращается. В этот момент водитель может переключить передачу.
  4. Как только переключение выполнено, водитель отпускает педаль и работа механизма восстанавливается — КМ опять передается на трансмиссию.

Причины неисправности сцепления

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Наиболее распространенные признаки выхода диска из строя — это его пробуксовывание или недовыжим.

Почему механизм буксует:

  1. Износ диска. Такое случается после большого пробега автомобиля, т.к. изнашиваются фрикционные накладки.
  2. «Сжигание» обычно происходит при затяжном подъеме в гору с грузом. «Сгореть» механизм также может после длительной езды по бездорожью.
  3. Неисправен выжимной подшипник — это негативно отражается на нажимных лепестках корзины.
  4. Вибрация автомобиля при его трогании с места, реже — при переключении передач. Это связано с ослаблением демпферных пружин ведомого диска.
  5. Жесткие и грубые условия эксплуатации — если машина часто стартует с пробуксовыванием, ездит с перегрузом, в гору, по плохим дорогам.

Неопытные водители часто «поджигают» сцепление, если не отпускают его до конца, стараясь предотвратить резкие рывки и дергания.

Признаки неисправности сцепления

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если при переключении передач появляются проблемы, необходимо срочно выяснить причину поломки сцепления и принять соответствующие меры.

Проваливается педаль

Неисправность вызвана дефектом привода сцепления и выражается в «проваливании» педали — после того как водитель убирает ногу, она остается вдавленной в пол.

«Провал» педали свидетельствует о таких проблемах:

  • поврежден гидропривод/трос сцепления;
  • изношена вилка сцепления;
  • клинит подшипник.

Кроме того, может соскакивать возвратная пружина педали.

Появляется неприятный запах

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если при выжимании педали сцепления появляется резкий запах гари, скорее всего, фрикционные прокладки полостью стерлись.

Ситуации, при которых появляется неприятный запах:

  • трогание с места;
  • попытка ускорения при движении в гору.

Причиной такой ситуации обычно становится изношенный ведомый диск — это довольно часто встречается в автомобилях с пробегом. Ездить с подобной помолкой долгое время не получится, так как проскальзывание приводит к быстрому изнашиванию корзины и маховика. Выход только один — замена диска сцепления.

Появление посторонних звуков

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если, нажав педаль, разрывающую передачу КМ, водитель слышит специфические звуки — металлический лязг или другие шумы, которых ранее не наблюдалось, значит, механизм нормально не работает.

Чаще всего шум вызывает выжимной подшипник. Дальнейший ремонт зависит от конструкции механизма — в новых машинах его обычно заменяют, а в старых тщательно смазывают.

С подобной поломкой можно проездить длительное время, если водитель готов мириться с неприятными звуками. Но нужно помнить, что в этой ситуации есть опасность заклинивания подшипника. Лучше его заменить, чем потом снимать и переустанавливать КПП — это обойдется многократно дороже.

Если после нажатия педали сцепления раздается тихий писк, скорее всего, рассыпался подшипник маховика.

Вибрации при трогании и при переключении передач

Вибрации являются первым признаком неисправности ведомого диска сцепления.

Причины поломки диска:

  • износились демпферные пружины;
  • частично разрушились накладки;
  • растрескалась корзина сцепления.

Самая редкая причина поломки диска — неправильно настроена выжимная лапка.

На заметку! 

Корзины лапчатого типа автопром не использует уже лет 30, исключение составляет только автомобиль УАЗ.

Тугое переключение со скрежетом

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Если переключение передач требует приложения усилий и сопровождается скрежетом, значит, механизм разрывается не полностью. Разведение дисков происходит не до конца — продолжается вращение ведомого диска.

Причины затрудненного переключения:

  • проникновение воздуха в гидропривод – нужна прокачка системы и устранение причин протечки;
  • предельная изношенность вилки — исправить такую поломку нельзя, нужна замена детали;
  • неправильно отрегулировано сцепление — необходима регулировка по инструкции.
Важно!

Если сцепление совсем не выключается, возможно, повредился трос, разгерметизировалась система гидропривода или поломался датчик, связанный с управляющим механизмом (электроприводом).

Обороты растут, а скорость не увеличивается

Если обороты ДВС высокие, а сцепления нет, причина в изношенности накладок на ведомом диске. При движении происходит качественная продувка моторного отсека и днища, поэтому запах слышен далеко не всегда. Зачастую это происходит из-за замасливания разрывающего механизма, но такое случается очень редко.

Как проверить сцепление

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

При наличии хотя бы одного признака, указывающего на неисправность механизма, разрывающего связь между ДВС и трансмиссией, надо последовательно проверить все элементы узла.

Не демонтируя механическую КПП, можно проверить механизм на три поломки:

  1. Буксует или нет. Машину ставят на ручной тормоз, выжимают сцепление и включают 3 или 4 скорость. Затем пытаются начать плавное движение на 1 передаче. Если мотор заглохнет — значит, неисправности нет. Если двигатель продолжает работать, а машина не трогается, значит, механизм пробуксовывает. Заодно его прослушивают на посторонние шумы.
  2. Проверка на износ. Чтобы проверить, насколько изношен ведомый диск, поворачивают ключ зажигания и включают 1 скорость. Без подгазовки пытаются начать движение. Если это удается сразу, значит, механизм исправен. Если «схватывание» происходит посередине нажатия — износ диска составляет 50%, в конце — износ более 50%, нужна замена изношенной детали или профессиональная регулировка.
  3. Ведет или нет. Мотор запускают на холостых оборотах, выжимают педаль сцепления и включают 1-ю или заднюю скорость. Если для этого приходится приложить силу, а во время переключения раздается хруст, следовательно, наблюдается неполное отхождение ведомого диска от маховика.

Чтобы удостовериться в этом, придется демонтировать механизм для подробного исследования.

Что делать?

Способы определения неисправностей сцепления и определение их причины

Способ устранения неисправностей зависит от причины их появления и локализации.

Если неисправна корзина:

  1. Надо проверить «лепестки» на износ. Обычно поводом служит звук при нажиме на педаль. Если износ значителен, необходима замена корзины.
  2. Если сломалась пружина нажимного диска, необходимо исследовать ее на исправность и, если надо, заменить.
  3. При короблении нажимного диска необходимо его почистить. Если это не помогает, вероятнее всего, понадобится полная замена корзины.

Если неисправен ведомый диск (механизм пробуксовывает или «ведет»):

  1. Проверяют коробление диска. Если оно более 0,5 мм, нужно устранить его механическим путем или поменять деталь.
  2. Проверяют ступицу на заклинивание. Устраняют проблему, почистив поверхность и смазав ее составом ЛСЦ 15. Если эффекта нет, меняют диск. В самом плохом случае приходится менять первичный вал.
  3. Если масло попадает на диск, механизм пробуксовывает. Это характерно для старых машин, у которых ослаблены сальники и из мотора просачивается масло. Чтобы устранить проблему, нужно проверить сальники и устранить утечку.
  4. Если износилась накладка, ее лучше заменить, но обычно водители предпочитают менять весь ведомый диск.

Как устранить другие неисправности:

  1. Если вышел из строя выжимной подшипник, его надо как можно скорее заменить.
  2. Если неисправен главный цилиндр в авто с гидравлической системой, проводят его демонтаж и промывку. Затем работоспособность механизма проверяют, поместив авто на смотровую яму.
  3. При неисправности педали необходимо учитывать тип сцепления. Если оно механическое, надо проверить и заменить при необходимости вилку. Если гидравлическое — прокачать систему, чтобы удалить воздух, и заменить тормозную жидкость.

Чтобы сцепление не подвело водителя, необходимо соблюдать правила эксплуатации автомобиля и внимательно следить за работой этого механизма. При появлении тревожных признаков важно как можно скорее определить причину неисправности и устранить ее. Это позволит избежать более серьезных неполадок и расходов.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector