Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

6.10.2021 Обстановка на трассе, Советы автомобилисту

Газораспределительный механизм (ГРМ) в автомобиле синхронизирует работу распределительного и коленчатого вала, а это позволяет обеспечить совпадение тактов двигателя. Его ремень не рассчитан на длительный период работы, но точной цифры пробега, после которого нужна замена, нет: называются цифры от 50 до 100 тыс. км. В инструкции к авто есть регламентированные сроки, но эксперты советуют не полагаться на них. Есть несколько признаков, как понять, что нужно менять ремень ГРМ.

Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

Ремень ГРМ – что это такое

Важный элемент современного автомобиля – зубчатый ремень привода. Он отвечает за трансляцию крутящего момента. Это может происходить с коленчатого вала на распределительный, в некоторых ТС – на водяной насос или (как в случае с дизелем) на аналогичное устройство. Эксперты акцентируют внимание на чрезвычайной важности этого функционального приспособления.

В растянутом состоянии ремень приводит к дестабилизации работы двигателя:

  • скачкам оборотов на холостом ходу;
  • уменьшению разгонной динамики авто;
  • замедлению реакции при нажатии на педаль газа;
  • увеличению нагрузки на ременные зубья, которые от этого отлетают.

Несмотря на утверждение, что перетянутый ремень ГРМ не влияет на работу силового агрегата, проблемы непременно возникнут от его разрыва, который в высшей степени вероятен. В современных авто можно встретить устройства самого разного вида – шестеренчатые, цепные, комбинированные и, собственно, ременные, самые распространенные, хоть и не самые прочные и надежные.

Инструкции, через сколько менять ремень ГРМ, многословны и разнообразны по степени доступности для пользователя. Но, даже если владелец осознал всю важность своевременной замены или контроля состояния, это затруднено закрытостью узла, сложностью доступа. Один только осмотр требует частичной разборки двигателя.
Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

Как понять, что нужно менять ремень ГРМ

У опытного водителя есть свои приметы, по которым он ориентируется, к тому же они могут зависеть от марки автомобиля и его возраста. Некоторые из способов определения банальны и не всегда работают. Есть специфичные рекомендации, работающие не для всех машин. В целом можно назвать 7 признаков, которыми можно руководствоваться:

  1. Пробег авто. Инструкции называют диапазон 50-100 тыс. км, но это сомнительный признак, как и указание о том, что ремень способен сохранять присущие ему свойства на протяжении 5 лет.
  2. Двигатель несколько потерял в мощности и запуск его стал более сложным. Эксперты в области вождения описывают эти признаки как неуверенный пуск, вибрации в моторном отсеке, потерю тяги. Объяснение этих явлений – перескакивание через ременные зубцы. Топливная смесь воспламеняется раньше или позже, но не в тот момент, который действительно требуется для корректной работы.
  3. Неполное сгорание топлива приводит к появлению сильных выхлопов. Хлопки при работе, появленье черного дыма могут быть признаком неполного сгорания бензина (топливной смеси). Однако у этих примет может быть и другое логичное объяснение, неисправность узла ГРМ – распространенная, но не единственная причина.
  4. Еще один частый признак, как понять, что нужно менять ремень ГРМ, описывается как тиканье (характерный звук, напоминающий ход часов), доносящееся из моторного отсека. Описать периодичность, частоту возникновения сложно. Иногда это похоже на шарканье или щелканье, но это тоже не всегда связано с повреждением или износом ремня ГРМ.
  5. К явным признакам относят появившиеся потеки масла или охлаждающей жидкости. Но это тоже только указание на неисправность узла функционального агрегата, а не конкретно ремня. В этом случае нужно помнить, что любая неполадка узла непременно ведет к увеличению износа ремня, и, ремонтируя шкив водяного насоса или меняя изношенный сальник, следует позаботиться и о замене старого ремня на новый.

Самым достоверным способом диагностики признается визуальный осмотр – с его помощью можно увидеть трещины, изъяны и потертости, но это не самый простой из методов. Обрыв ремня приведет к холостому прокручиванию стартера, мотор не получится завести. До этого состояния доводить нельзя, т. к. это ведет к серьезным последствиям для двигателя.

Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

Как поменять ремень ГРМ самостоятельно – пошаговая инструкция

Определив, когда нужно менять ремень ГРМ, лучше обратиться за помощью к специалисту. Алгоритм замены несложен, но от неумелого исполнителя потребует значительного количества времени и усилий.

И. Савченко, владелец СТО: «В описании все кажется просто, но сначала придется немного разобрать моторный отсек, а затем выставить фиксатор ремня в правильное положение, используя исключительно шлицевую отвертку. Только отстегнув передний и задний фиксатор, можно снять верхнюю крышку ремня. Снять его можно, ослабив натяжитель, который затем нужно вернуть в прежнее положение. Это потребует времени у дилетанта, но для специалиста процесс привычный и проводится за считанные минуты».

Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

Порядок действий по демонтажу ремня ГРМ:

  1. Сняв переднее колесо справа, защиту сбоку и щиток для отражения грязи снизу, начать вращать шкив.
  2. Метка распредвала поможет сориентироваться, совпали ли метки, после этого можно откручивать болты. Для этого потребуется шестигранник и ключ крепления.
  3. Только после удаления шкива можно убрать верхнюю стальную крышку ремня, отвинтив 5 болтов, которые удерживают ее в правильном положении.
  4. Доступ закрывает правая опора двигателя: его приподнимают домкратом, а затем отворачивают ее болты.

Крепежных приспособлений на опоре около десятка и, если они повреждены, придется дополнительно повозиться, применяя высверливание или используя специальные жидкости. Главное – не забыть, в какой последовательности проводилась разборка, чтоб собрать все строго в обратном порядке.

На что обратить внимание, чтобы избежать обрыва ремня ГРМ

Внимательное изучение узла обычно выявляет дефекты, и чем дольше его эксплуатировали, тем меньше вероятность обнаружения целого комплекта. Чаще всего обнаруживают:

  • надрыв, небольшой или значительный;
  • отсутствие одного или нескольких зубчиков;
  • потертости между зубьями или на торце;
  • множество трещин на ремне укажет на термические повреждения или старение;
  • разлохмаченность привода – тоже неблагоприятный признак.

Рекомендации специалистов часто сводятся к одному – не экономить и не восстанавливать ремень. Его стоит ремонтировать только в ситуации, если обрыв случился в дороге и у водителя нет возможности сразу же купить новый. Лучше заменить ремень и какое-то время не беспокоиться о потенциальной неисправности. Цена у него небольшая, так что препятствий к этому нет.

Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

Периодичность замены ремня ГРМ

Инструкция к автомобилю обычно дает рекомендации, на каком пробеге меняется ремень ГРМ, но важно и то, сколько лет прошло с момента его установки, особенно если машина не новая.

Чтобы проверить состояние узла, можно обратиться в сервис. Определить необходимость диагностики поможет перечень признаков неисправности, приведенный выше.

Срочная замена ремня ГРМ

Для этого рекомендуется обращаться в автосервис. Даже там на нее придется потратить несколько часов и от 10 тыс. руб. (или даже больше, если поломка уже привела к выходу из строя других деталей). Точное совмещение меток и правильная регулировка привода – основные моменты, которые затрудняют самостоятельный ремонт.

Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

Как провести анализ дефектов ремня ГРМ

Для этого придется разобрать половину моторного отсека и снять переднюю опору двигателя или обратиться к профессионалам. Они не только сделают это быстрее, но и правильно оценят степень износа, заменят привод, если это уже жизненно необходимо.

Если же принято решение осмотреть узел самостоятельно, нужно ориентироваться на вышеперечисленные визуальные признаки неисправности.
Как понять, что нужно менять ремень ГРМ и причины износа

К чему приводит обрыв ремня ГРМ

Привод защищает от столкновения клапаны и поршни, обеспечивает контакт двух важных узлов – распределительного и коленчатого вала. При обрыве поршни начинают бить по клапанам, неизбежно их сгибая и повреждая. Только в редких случаях владельцу удается избежать капитального ремонта двигателя или даже покупки нового, если он не подлежит восстановлению.

Отмечаются и другие опасные последствия – сложность управления из-за отказа рулевого гидроусилителя, отказ электроники, вызванный отключением генератора, поломка привода водяной помпы, неминуемо ведущая к перегреву мотора.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector