Советские ВАЗы в лесу Финляндии — почему их там бросили

18.07.2019 Новости

Природа поглощает автотехнику. Далеко не живописные пейзажи открываются в лесах Финляндии на границе с Россией. Там тысячи брошенных “Москвичей” и “Жигулей”. Ржавые, они зарастают мхом, засыпаны листвой, кажется, корни деревьев прорастают сквозь дно машин и утягивают их глубоко в землю. Эта перспектива впереди, если раньше все-таким не заработает в полную силу программа по утилизации бесхозного транспорта. Оставлять его начали с 80-х годов прошлого века.

Как советский автопром докатился до Финляндии

Сегодня непросто представить, что Россия экспортировала отечественные автомобили в десятки стран мира. Государства в Западной Европе были в их числе. Финляндия славилась тем, что не только охотно покупала в СССР “Жигули” и “Москвичи”, но и модифицировала их под собственные запросы и удобства. Эти модели были дешевле иномарок, но по своим техническим характеристикам ничем от них не отличались. Были простыми и такими же надежными.

Как вы машину назовёте…

Звучное имя Jalta – скрывает “Запорожцы”, МАЗы и так далее. Это название придумали для экспорта на советско-финском торговом предприятии Konela. «Победами», «Москвичами», грузовиками ГАЗ‑51 оно торговало с 1948 года. Позже под объединенным брендом Jalta поставляли заграницу множество других вариантов::

  • 6500 легковых авто – в 1960 г.;
  • 12 647 – в 1975 г.

Фирма Konela самостоятельно усовершенствовала советские модели. Предприятия старались удовлетворить запросы заграничного рынка и учесть его специфику. По заказу экспортера создавали специальные модификации.

Интересно!  

По одной красивой версии, Правительство СССР подарило ЗИС-110 президенту Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви. Приверженец добрососедских отношений с бывшим противником подарок принял с удовольствием и много ездил на нем. Сейчас, говорят, его экземпляр хранится в одном из музеев страны.

Большие машины для аграриев-соседей

Финские аграрии нуждались во вместительном, удобном транспорте. Нужно было перебрасывать большие грузы. Идеально подходил ГАЗ-518. У него была удлиненная база и кузов, при должном уходе работал долго. В Финляндии эти грузовики продавали с 1955 года. А спустя 30 лет Ижевский автомобильный завод уже выпускает пикапы с удлиненным кузовом. Модель производили под заводским индексом ИЖ‑27151-013-01. В стране-экспортере им присвоили статус Elite Pick Up. Звучало легкомысленно, но свежо. Позже, в 60-х гг., эта торговая марка в некоторых европейских странах перекочевала на российские “Москвичи”.

Финны, в отличие от советских людей, пользовались ещё одной моделью «Москвичей». На основе их фургонов в начале 1970‑х фирма Konela соорудила трехдверные универсалы. Они были дешевле стандартных пятидверных. В финских каталогах их обозначили, как Elite 1500 pakettiauto. В Европе, в своем классе трехдверные грузопассажирские автомобили, они стали очень популярными.

Новое время не для старых авто

Западного или советского образца, но автопром бесконечно модернизируется. Потребитель просит инноваций, инженеры идут навстречу требованиям рынка. В 1972 году, когда Западная Европа перестает интересоваться “Москвичами”, Финляндия вновь изменяет его “412” модель. Преобразовывает незначительно, да и внешний вид не хватает лоска. Но заграничные доработки спустя 4 года воплотят в «Москвиче‑2140»:

  • горловину бензобака перенесут на правое крыло;
  • на крышку багажника вместо родного замка, который работал от троса, тянувшегося через весь салон, установят наружный;
  • ручки на дверях заменят жигулёвскими.

Интерьер также приукрасят. Но в Советском Союзе к моменту модернизации «Москвича» в моду войдут “Жигули.”

Верность традициям

Были востребованы в Финляндии классическая “Лада” и позже “Самара”. С их неизменным экстерьером и малым числом разновидностей. И снова компания Konela облагораживает внешний вид авто, его интерьер. Ставит другие колеса и шины, фароочистители и сиденья, появляется наружный пластиковый обвес. Интерес к представленной модификации возрастает.

Особенно в 80‑90‑е годы среди автолюбителей из России, когда переделанная “Лада” вернулась на родину. Конечно, часть машин. Но они сделали свое дело: с тех пор водители задумались о дизайне своих “верных коней”, а в стране зародился отечественный тюнинг. Во 2-ой половине 90-ых ВАЗ и финны разработали новый проект для западноевропейского покупателя: улучшенную “Ладу” поставить на поток.

Таким образом возникла Lada Samara Baltic, или короче Euro-Samara. Финский завод Valmet запустил ее сборку и окраску. За счет изменений во внешнем виде, более дорогих колес, шин, импортного сцепления, «Девятка» по себестоимости оказалась выше стандартного варианта, покупатели ее не оценили. И через два года, в 1998 году, производство закончилось.

Последнее пристанище

Сегодня в Финляндии востребованы марки Volkswagen, Skoda и Toyota. ВАЗ практически ушел с рынка соседнего северного государства. Почти все машины советского периода оказались на свалке. На утилизацию их не принимали. Автовладельцы избавлялись от них кто как мог. В этом случае финнам изменила их экономность и бережливость. Вот и оставляли машины в лесу, даже с ключами. В надежде, что какой-нибудь любитель раритетов однажды заведет замшелый механизм и уедет домой.

Еще одна версия бесхозяйственного отношения к движимому имуществу – госпрограмма по обеспечению многодетных семей недорогими машинами в 80-е гг. Прежнюю нужно было “уничтожить” самостоятельно. Ничтоже сумняшеся их сотнями бросали в приграничном лесу. До сих пор многие авто стоят невредимые. И предположение об их востребованности в 21 веке инноваций оправдается. Автопогост прикажет долго жить. По крайней мере, машины постепенно вывозят и утилизируют. Экзотический музей среди деревьев, под открытым небом, тихо уменьшается.

Чёрт знает где

Новейшая история спровоцировала появление еще одного массового скопления машин. Оно образовалось на севере Финляндии в городе Салла на границе с Россией. неизвестное географическое название, о котором даже финны говорят, что находится “черт знает где”. Шутят, конечно. Но здесь располагается таможенный пункт “Салла”, в который стекались беженцы из Афганистана и Сирии. Этот путь назвали “арктическим” миграционным маршрутам в Европу через Россию. Приезжали на велосипедах. Потом местные власти из-за холодов запретили проезжать границу не на машине.

На заметку! 

Этот указ и продолжил разрастание проблемы. Афганцы, пакистанцы, сирийцы скупали старые автомобиле в Мурманской области и бросали ее сразу на пропускном пункте. Мигрантов выпроваживали, перерабатывать техническую рухлядь никто не собирался. Денег на это не выделяли.

Выходом для местных стал аукцион. В 2016-ом они выставили на продажу «Волги»,«Лады», «Москвичи», «Газели», «Ижи», даже несколько иномарок. Всего 128 лотов по бросовой цене.

К низкой стоимости машин стоит добавить транспортный налог, 24% НДС, вывоз за свой счет. А потом и ремонт, чтобы в итоге экземпляр соответствовал экологическим стандартам Финляндии. Поэтому все авто, на которые не найдется покупателя, утилизируют за счет государства.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются