Уникальные ликвидаторы аварии ЧАЭС: грузовики КрАЗ и МАЗ

12.12.2019 Новости

Трагические события на Чернобыльской АЭС стали огромной бедой для страны, и всколыхнули весь мир. В минимальное время правительством была поставлена задача создать специальную защищенную технику для работы в зоне высокого радиационного заражения. Выбор пал на крупнейшие заводы Советского Союза – КрАз и МАЗ, самосвалы которых непосредственно принимали участие в ликвидации чернобыльской аварии. Но машины серийного производства для этого не подходили, заказ имел свои особенности. Была создана группа из лучших инженеров-конструкторов для разработки новой модели. Ее возглавил ведущий конструктор В. Холявко.

Знаменитый КрАЗ

Заказ на изготовление партии автомобилей-ликвидаторов поступил на КрАЗ вечером 22 июня 1986 года. В задачи автомобиля входил вывоз радиоактивных обломков 4-го энергоблока ЧАЭС. Необходима высокая надежность и мощность машин. Поэтому руководство завода приняло решение за базу использовать конструкцию самосвала КрАЗ-245Б1. Заказ срочный, а автомобиль требовал значительных изменений, так как должен был работать в зоне высокой радиации.

Самая сложная задача заключалась в защите водителя самосвала от воздействия смертельных излучений. Для этого разработали специальную герметичную капсулу, недоступную для радиации. Заказчик требовал произвести маскировку автомобиля, поэтому ее планировали вмонтировать внутрь кабины. Но, при установке фильтровентиляционной системы, стало понятно, что это повлечет серьезные изменения в конструкции, на доработку которых нет времени. Было принято решение кабину не ставить. Фото опытного образца КрАЗ-256Б1-030.

Исторический факт!

КрАЗ-«чернобылец» имел заметные отличия кабины, а необычный вид придавали зеркала заднего вида.

Капсула была изготовлена из особых слоеных панелей стальных листов, которые заливались свинцом. Для опытного образца его возили из Кременчуга. Изготовление нескольких самосвалов потребовало доставки из Казахстана. Стеклоблоки, заменявшие окна, были сделаны из антирадиационного стекла желтоватого цвета. Блоки ветрового стекла были вставлены в свинцовые рамки с фрагментом окна КрАЗа.

Вес свинцовой капсулы в результате получился более 3 т и он неравномерно распределялся по ходовой части самосвала. Срочно внесли изменения:

  • усилили левый лонжерон рамы и переднюю рессору; ввели специальный надрамник;
  • в левом переднем колесе увеличили давление до 7.5 кгс/см².

Для управления мощным автомобилем пришлось также переоборудовать насос гидроусилителя рулевого механизма.

Отправка техники на ЧАЭС

Проверка всех капсул проводилась ответственными работниками Восточного горно-обогатительного комбината (г. Желтые Воды). И оно же, благодаря своей специфике, стало производить радиометрическое оборудование. Эти приборы были необходимы для постоянного контроля уровня радиации. Пневматику устанавливали на управление сцеплением, а задний мост оборудовали энергоаккумулятором. Вместо привода управления коробкой передач монтировали блок с понижающей передачей, выключающийся электропневмоприводом.

tehnika chernobylja

Пробный образец «чернобыльского» самосвала выехал из цеха 10 июля и успешно прошел первую обкатку. Испытания проводились вблизи села Песчаного. В следующие 7 суток было собрано еще 7 самосвалов. Автозаводцы трудились в 2-3 смены, все понимали серьезность ситуации. Машины были сданы в срок, 27 июля и отправлены по железной дороге на Чернобыльскую АЭС.

«Чернобыльский» заказ Минского автозавода

Наряду с КрАЗом конструкторы Минского автозавода разработали модификацию на базе седельных тягачей МАЗ-504В. В отличие от моделей КрАЗ, белорусские конструкторы смогли вмонтировать капсулу в стандартную кабину, и «чернобыльцы» практически не отличались от оригиналов. Их создавали в экспериментальном цехе No 1. Вес капсулы, как и у КрАЗа оказался около 3 тонн.

Фото МАЗ-504В, вывозивший зараженную технику.

МАЗ 504В

Свинцовые листы соединяли болтами и ставили клапаны и кляммеры, чтоб внутрь не проникла радиация. Тягачи проходили тройную проверку:

  • управление контролем качества;
  • военпред;
  • институт ядерной энергетики АН БССР.

Грузовики подвергали излучению, а затем производили замеры уровня радиации внутри капсулы. Всего на ЧАЭС было отправлено 4 тягача и около 300 единиц спецтехники, работающей в транспортных перевозках.

Исторический факт!

«Особые» МАЗ-504В можно было распознать только по фильтровентиляции на крыше и нестандартному расположению зеркал заднего вида.

Чернобыльская катастрофа перевернула жизнь многих людей. Весь Советский Союз помогал в устранении последствий аварии на ЧАЭС. Они были устранены с большими потерями благодаря ликвидаторам, работающим в зоне смертельной опасности. Важный вклад внесли и те, кто работал над созданием специальной техники и оборудования, которые им были необходимы.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются