Чем отличаются коробки передач автомат, робот и вариатор

31.08.2020 Советы автомобилисту

В наши дни все больше водителей отказываются от механической коробки передачи выбирают автоматическую трансмиссию как более удобную в эксплуатации. И если раньше был только один тип таких КПП, то сейчас разновидностей несколько. Многие водители не понимают, что из себя представляет автомат, вариатор, робот – если разобраться в различиях, то подобрать оптимальное решение не составит труда.

Виды АКПП

Основных разновидностей три, и у каждой есть характерные особенности, которые влияют на эксплуатацию авто. Проще всего подбирать определенный тип, исходя из характера эксплуатации машины, предпочтений водителя и стиля езды. Следует учитывать тот факт, что вся информация по каждому виду дана с учетом нормального технического состояния системы и правильной работы всех ее элементов.

Гидротрансформатор или классическая коробка-автомат

Чем отличаются коробки передач автомат, робот и вариатор

Самый распространенный вариант в наши дни, появившийся несколько десятилетий назад. Работает за счет гидротрансформатора, с помощью которого мощность от двигателя передается на первичный вал коробки передач. Чтобы менять передаточное число при повышении скорости, использована система из планетарных пар и фрикционных муфт. Гидравлический блок оснащен системой управления и насосом, чтобы распределять жидкость в зависимости от того, какая передача работает и какова скорость движения.

Это самое простое решение на сегодня, которое при надлежащей эксплуатации редко выходит из строя. Его главные преимущества:

  1. Большой ресурс АКПП. Обычно без ремонта она служит от 300000 км пробега и более, а в старых авто — более 500000 километров. Конструкция проста и поэтому надежна.
  2. Переключение скоростей происходит без участия водителя. Все процессы полностью автоматизированы.
  3. Ремонтные работы не отличаются сложностью, есть много автомастерских, которые чинят это тип коробок.
  4. Специальная система управления подбирает оптимальный момент переключения в зависимости от оборотов и скорости. При резком ускорении передача понижается, чтобы обеспечить необходимую динамику.

Есть у этого варианта и минусы, которые также обязательно нужно учитывать:

  1. Повышенный расход топлива. Это связано с тем, что гидропривод имеет не такой высокий КПД, как другие варианты, поэтому тратится больше горючего.
  2. Переключение зачастую сопровождается толчком, и плавность хода от этого страдает. В современных моделях этот недостаток сведен к минимуму и ощущается только при резких ускорениях.
  3. Динамика разгона на порядок хуже, чем у аналогов из-за особенностей передачи усилия.
  4. Нужно много масла в гидротрансформатор.

Машины с классическим автоматом стоят дешевле многих вариантов с автоматической трансмиссией. При выборе очень важно изучить информацию о коробке, чтобы понимать, насколько она надежна и не придется ли вскоре менять ее.

Важно!

Классический автомат требователен к обслуживанию, только так можно обеспечить его нормальную работу в течение длительного времени.

Вариатор

Чем отличаются коробки передач автомат, робот и вариатор

В этом типе трансмиссии передача усилия происходит за счет металлической ленты, надетой на конические шкивы. Для обеспечения передачи усилия и обеспечения эффективного переключения применяется гидротрансформатор. За счет формы шкивов скорость вращения первичного и вторичного валов меняется очень плавно. В некоторых моделях используют дополнительную передачу планетарного типа, которая включается при скорости свыше 100 км/ч и уменьшает износ шкивов и валов.

Эта разновидность имеет целый ряд достоинств:

  1. Машина разгоняется на порядок быстрее, чем при использовании традиционного автомата из-за того, что не нужно время на включение более высокой передачи.
  2. Расход топлива ниже на 5-10% в сравнении с первым видом из-за того, что вариатор позволяет эффективно регулировать скорость и выбирает идеальную скорость вращения коленвала.
  3. Размер и вес вариатора намного меньше, что снижает вес машины и позволяет ставить такую трансмиссию на компактных авто.
  4. При переключении нет рывков и ударов, все происходит максимально плавно. А если вариатор с дополнительным планетарным редуктором, то передачи меняются вообще незаметно.

Недостатки у вариатора также есть:

  1. При резком нажатии на газ машина разгоняется медленно из-за конструктивных особенностей системы.
  2. Вариатор не подходит двигателям с объемом более 3,5 л и мощностью свыше 200 л. с. В таких системах требуется особый вид конструкции, но он стоит в разы дороже.
  3. При частой езде на высокой скорости кромки ленты изнашиваются, стружка попадает в картер и приводит к усиленному износу многих деталей. Также эта разновидность не любит резких ускорений и езду по бездорожью.
  4. Можно использовать только ту трансмиссионную жидкость, которая указана производителем. Ремень обязательно меняется в указанные промежутки.
  5. Большое количество электроники – минус на машинах с пробегом, так как ремонт вариатора намного дороже.
  6. При нарушении работы любого из датчиков система переходит в аварийный режим, что ограничивает характеристики машины.

Этот тип очень требователен к обслуживанию. Если допускать нарушения, вероятность поломок возрастает в разы.

Важно!

Трансмиссионная жидкость должна быть нагрета, поэтому зимой придется стоять до прогревания коробки.

Робот

Чем отличаются коробки передач автомат, робот и вариатор

Появился относительно недавно и используется как на иномарках, так и на отечественных авто. По сути, это та же механическая коробка, но для переключения не нужно выжимать сцепление, все делается за счет электропривода, который называется актуатор. Конструкция намного проще двух вышеописанных, поэтому себестоимость ниже, что и обеспечило широкое распространение этого типа.

Можно выделить несколько плюсов, которые характерны роботизированным коробкам:

  1. Простота конструкции. Это удешевляет ремонт, так как разобраться с неисправностями проще, а сложных электронных блоков мало.
  2. Объем масла намного меньше. Так как трансмиссионные жидкости дорогие, это существенно снижает затраты на обслуживание.
  3. По заявлениям производителей, ресурс сцепления выше как минимум на 30%. Но на практике это не всегда так.

Что касается минусов, то их немало. По мнению многих экспертов, это связано с недоработками системы и стремлением производителей удешевить роботы:

  1. При трогании на подъеме машина может немного откатиться назад, что небезопасно.
  2. При длительном движении по горным дорогам сцепление перегревается и размыкается, из-за чего КПП переходит в аварийный режим.
  3. Несмотря на заявления о быстром переключении, со временем реакция существенно замедляется и запаздывает.
  4. Во многих моделях при активном использовании диск сцепления нужно менять каждые 30000 км пробега.

Этот вариант хорош только на новых машинах, со временем комфорт и надежность существенно снижаются. Можно использовать тем, что ездит немного, редко стоит в пробках и не передвигается по затяжным подъемам и спускам.

Что такое коробка передач DSG?

Чем отличаются коробки передач автомат, робот и вариатор

Этот вариант был разработан специалистами концерна Фольксваген в середине нулевых годов. По сути, это улучшенный робот, в котором вместо одного использовано два диска сцепления. Существенно повысилась плавность хода и увеличился ресурс за счет того, что четные и нечетные передачи расположены на разных валах. Себестоимость на порядок выше, зато этот тип надежен, а динамика разгона лучше, чем на любом из других, в том числе и на механике. Преимущества:

  1. Переключение передачи занимает сотые доли секунды.
  2. Динамика разгона лучшая на сегодня среди всех разновидностей КПП.
  3. Топливо расходуется экономно, по этому показателю робот не уступает даже механике.
  4. Высокий комфорт езды.

Самые значимые недостатки:

  1. В модификациях с сухим типом сцепления ресурс накладок меньше 100000 км, приходится часто отдавать машину на обслуживание.
  2. Качество изготовления у некоторых производителей оставляет желать лучшего.
  3. Большое количество электроники затрудняет настройку.
Важно!

Многие автосервисы не ремонтируют коробки DSG, поэтому с обслуживанием могут возникнуть проблемы.

На новых авто до 80-100 тысяч пробега такая коробка практически не требует внимания. Но в подержанных автомобилях проблемы могут возникать достаточно часто, особенно если до этого КПП не обслуживалась как положено. Не стоит выбирать варианты с сухим типом сцепления, у них ресурс в три раза ниже, чем у коробок с гидравлической жидкостью.

Что лучше выбрать?

Отличить автомат от робота и вариатора не составит труда по размеру коробки и ее устройству: она всегда намного больше. В идеале нужно посмотреть основные варианты заранее, почитать отзывы, чтобы понимать разницу и отказаться от моделей, в которых установлены неудачные модификации. Основные особенности:

  1. Для сложных условий и больших пробегов лучше всего подойдет самый обычный автомат. В отличие от других решений он не боится бездорожья, недорог в обслуживании и менее требователен к эксплуатации. Главное – вовремя менять масло. Это единственное важное требование.
  2. Вариаторы понравятся ценителям комфорта, так как переключаются плавно, без рывков и толчков. Но при этом данный тип требует внимания. Нужно соблюдать периодичность замены масла и металлического ремня. Также вариатор не любит силового стиля езды и высоких скоростей. От этого его ресурс снижается очень сильно.
  3. Стандартные роботы не отличаются высокой надежностью и большим ресурсом. Об этом говорит и то, что большинство автопроизводителей уже отказались от них. В целом данная модификация достаточно удобна и проста, если находится в хорошем техническом состоянии. Но со временем начинаются проблемы – рывки при переключении и посторонний шум. В этом плане вариатор отличается от коробки-робота в лучшую сторону.
  4. Коробка передач DSG – самое совершенно решение на сегодня, которое понравится любителям отличной динамики. При этом расход топлива не уступает механике, а в плане надежности превосходит роботы первого поколения. В нем также устранены все существенные недостатки.

Выбирать автоматическую трансмиссию стоит, сравнив все преимущества и недостатки в соответствии с характером использования машины. Помните о том, что все описанные разновидности требовательны к обслуживанию. Если пренебрегать им, срок службы существенно сократится.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются