В истории Второй Мировой войны особое место занимает блокада Ленинграда. 900 долгих дней город был отрезан от остальной страны, но не сдался. В этой борьбе за выживание важнейшую роль сыграла «Дорога жизни» — трасса, проложенная через Ладожское озеро.
История Дороги жизни: кто придумал, как она появилась и где проходила
Кто придумал «Дорогу жизни»:
Идея создания «Дороги жизни» принадлежит не одному человеку.
- 29 августа 1941 года Военный совет Ленинградского фронта под руководством Жукова Г.К. принял решение о прокладке трассы через Ладожское озеро.
- 7 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны утвердил план эвакуации ленинградцев по воде.
- 12 сентября 1941 года первые баржи с продовольствием прибыли в Осиновец.
Как прокладывалась «Дорога жизни»:
- Водный путь:
- В первые дни блокады перевозки осуществлялись баржами и катерами.
- С 20 ноября 1941 года, когда Ладожское озеро замерзло, начала действовать ледовая трасса.
- Для обеспечения безопасности движения на льду прокладывались вехи, бурились проруби для определения толщины льда, организована лоцманская служба.
- Автомобильный путь:
- 20 ноября 1941 года по льду Ладожского озера проложили автомобильную дорогу.
- Зимой 1941-1942 года действовало три маршрута:
- «Кобона — Осиновец» (32 км)
- «Кобона — Лаврово» (44 км)
- «Гостинополье — Ваганово» (90 км)
- В 1942 году была построена железнодорожная ветка до Кобоны.
Где проходила «Дорога жизни»:
- Водный путь:
- Ладожское озеро
- Онежское озеро
- Свирь
- Волго-Балтийский канал
- Автомобильный путь:
Как Дорога жизни спасла Ленинград: что по ней везли
Грузы, дарующие надежду:
- Продовольствие: мука, крупа, сахар, мясо, рыба – всё, что могло хоть немного утолить голод изможденных людей.
- Боеприпасы и оружие: Ленинград не сдавался, и для обороны требовались винтовки, пулеметы, снаряды.
- Топливо: бензин, дрова, уголь – жизненно важные ресурсы для отопления, работы заводов и транспорта.
- Лекарства: медикаменты, перевязочные материалы – помощь, необходимая для спасения раненых и больных.
Дорога жизни – это не только грузовики:
- Люди: по льду Ладоги эвакуировали детей, женщин, стариков – тех, кто не мог самостоятельно выбраться из блокадного города.
- Почта: письма и весточки давали людям надежду на воссоединение с семьями и скорую победу.
Благодаря Дороге жизни в Ленинград было доставлено более 1,6 млн. тонн грузов, что позволило спасти сотни тысяч жизней.
Карта ладожского озера дорогой жизни
Памятники на Дороге жизни
Дорога жизни – не просто трасса, а символ стойкости и героизма ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Она пронизана монументами, каждый из которых рассказывает свою историю, хранит память о погибших и напоминает о цене Победы.
Зеленый пояс Славы
На протяжении 40 километров шоссе А128, от Ржевки до Всеволожска, раскинулся Зеленый пояс Славы. В него входят мемориальные комплексы, памятники, стелы, километровые столбы – всего более 100 объектов.
Памятник «Румболовская гора»
На 10-м километре шоссе возвышается монумент «Румболовская гора». 30-метровая стела из бетона и гранита увенчана бронзовой скульптурой «Сестра милосердия». Она словно встречает и провожает тех, кто едет по Дороге жизни.
Памятник «Ладожский курган»
На 45-м километре возвышается «Ладожский курган». Это братская могила моряков, водителей, курсантов, погибших на Ладоге в годы войны.
Памятники «полуторкам»
На Дороге жизни установлены несколько памятников легендарным грузовикам «полуторкам», которые везли в Ленинград продовольствие и вывозили людей.
Маршрут Дороги жизни
Сегодня мы можем пройти по этому маршруту, чтобы почтить память героев и прикоснуться к истории.
Вариант маршрута:
- Начало: Санкт-Петербург, площадь Ленина.
- Памятник «Разорванное кольцо»: мемориальный комплекс, посвященный блокаде Ленинграда.
- 7-й километр: мемориальный комплекс «Румболовская гора».
- Деревня Кобона: музей «Дорога жизни», памятник «Полуторка».
- Осиновец: мемориальный комплекс «Цветок жизни», братская могила воинов.
- Финиш: Всеволожск, мемориальный комплекс «Зеленый пояс Славы».
Транспортный парк Дороги жизни
Автомобили:
- Грузовые: ЗиС-5, ГАЗ-АА, ЯГ-6, Ford-AA — эти грузовики, зачастую уже изношенные, везли грузы по льду Ладожского озера.
- Легковые: ГАЗ-М1, М-1 — легковушки использовались для перевозки людей, почты, а также для разведки ледовой трассы.
Тракторы:
- С-65, СТЗ-НАТИ: эти тракторы буксировали волокуши — приспособления для перевозки грузов по снегу и льду.
Водный транспорт:
- Суда: баржи, катера, буксиры — использовались для перевозки грузов по открытой воде.
- Ледоколы: помогали судам пробиваться сквозь льды.
Гужевой транспорт:
Память о Дороге жизни: мемориалы
Разорванное кольцо
На 43-м километре шоссе находится мемориальный комплекс «Разорванное кольцо». Это символ блокадного Ленинграда, окруженного вражескими войсками.
Цветок жизни
На 3-м километре находится один из самых пронзительных монументов – «Цветок жизни». Бронзовая скульптура в виде раскрытого бутона с 9 лепестками, на каждом из которых высечены даты блокадных дней, символизирует стойкость и жизнелюбие ленинградцев.
Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк: служил ориентиром для кораблей и барж, следовавших по Ладожскому озеру.
Вот некоторые из функций Осиновецкого маяка:
- Ориентир: Свет маяка был виден на расстоянии до 40 километров, что помогало судам ориентироваться в сложных погодных условиях, особенно ночью и в тумане.
- Предупреждение об опасности: Маяк сигнализировал о мелководье, рифах и других навигационных опасности, что позволяло судам избегать столкновений и аварий.
- Разграничение: Осиновецкий маяк помогал судам ориентироваться в фарватере и не заходить в запретные зоны.
Катюша
У поселка Корнево установлен монумент «Катюша». Это легендарная реактивная установка, которая стала грозным оружием против врага. Памятник напоминает о 40-м артиллерийском полку, защищавшем Дорогу жизни.
Заключение
«Дорога жизни» – символ бессмертного подвига ленинградцев. Она навсегда останется в памяти людей как пример стойкости, мужества и любви к своей Родине.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!