Как правильно тормозить двигателем и для чего это нужно

4.10.2020 Советы автомобилисту

Торможение мотором — приём вождения, который применяют водители для снижения скорости транспортного средства без активации тормозной системы. Задействуют его в различных дорожных ситуациях: чтобы сэкономить топливо, сохранить управляемость либо при возникновении поломок. Тормозить двигателем следует аккуратно, соблюдая определённую последовательность действий. Неправильное выполнение манёвра приводит к поломкам трансмиссии или силового агрегата.

Что значит тормозить двигателем?

Как правильно тормозить двигателем и для чего это нужно

Приём управления автомобилем, когда замедление осуществляют мотором, называется торможение двигателем. Суть метода заключается в отпускании педали газа при включённой скорости. Одновременно с этим прекращается подача топлива в цилиндры и закрывается дроссельная заслонка (в бензиновых ДВС). С этого момента двигатель перестаёт генерировать избыточный крутящий момент и начинает создавать сопротивление движению.

Механизм замедления вращения коленвала объясняется физическими процессами, происходящими в моторе. Когда в цилиндры перестаёт поступать необходимое количество топлива для поддержания заданного числа оборотов, происходит уравнивание усилий, приводящих кривошипно-шатунную группу в движение, и сил трения. Последние возникают не только в моторе, но и в трансмиссии, а также в местах контакта покрышек с дорожным полотном. Силы трения способствуют замедлению автомобиля.

Компрессия двигателя — второй и более существенный фактор, обеспечивающий замедление вращения коленвала. В момент прекращения подачи топлива сжатие поступающего в цилиндры воздуха создаёт дополнительное сопротивление движению поршней. В нормальном режиме этот эффект нивелируется избыточной мощностью, развиваемой при сжигании топливной смеси, тогда как при торможении на холостом ходу компрессия препятствует вращению коленвала.

Последствия торможения двигателем

Замедление автомобиля без использования тормозной системы имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В числе первых механики называют:

  1. Уменьшение износа колодок и дисков: при замедлении они не задействованы.
  2. Увеличение устойчивости автомобиля на обледенелой дороге и крутых поворотах.
  3. Снижение потребления горючего (актуально для ДВС с электронным управлением). На время торможения электроника полностью прекращает подачу горючего, в отличие от езды накатом, когда мотор работает на холостых оборотах.

Негативные последствия возникают, как правило, из-за неправильного выполнения манёвра. Когда водитель включает передачу, не соответствующую текущей скорости автомобиля, многократно увеличиваются нагрузки на трансмиссию и двигатель. В коробке передач происходит интенсивный износ зубчатых колёс, а в моторе возможно западание поршневых колец, нарушение работы газораспределительного механизма.

К сведению!

Во время торможения двигателем увеличивается разрежение во впускном коллекторе, что приводит к разгерметизации системы питания и попаданию в неё масла. Оно сгорает вместе с топливом, образуя нагар на свечах и других узлах ДВС.

Зачем применяется торможение?

Как правильно тормозить двигателем и для чего это нужно

Опытные водители знают о том, что торможение двигателем — полезный приём, способный значительно упростить ситуацию на дороге. Однако не все автолюбители понимают, для чего и при каких условиях этот навык может пригодиться. Эксплуатируя машину в условиях города в качестве семейного автомобиля, этим приёмом пользуются редко. Однако в ряде ситуаций без него обойтись просто невозможно.

Часто двигатель в качестве тормоза используют на горных дорогах. Связано это с опасностью длительного задействования основной тормозной системы. На продолжительных спусках происходит чрезмерный нагрев колодок в результате их трения о диски или барабаны. Выработанное тепло постепенно нагревает тормозную жидкость, доводя её до кипения и перехода её части в парообразное состояние. Это означает, что происходит снижение эффективности тормозов вплоть до их полного отказа. Чтобы сохранить работоспособность системы, затяжные спуски преодолевают с включённой пониженной ступенью, замедляя транспортное средство.

Вторая распространённая причина, почему мотор используют при торможении, — сохранение управляемости шасси на скользком покрытии. Этот приём актуален для ТС, не оснащённых ABS. В этом случае при активации тормозов происходит остановка вращения колеса на скользкой поверхности, что приводит к появлению сил, стремящихся развернуть колёсное шасси. Задействование ДВС для остановки исключает возможность блокировки, сохраняя тем самым устойчивое положение транспортного средства на дороге.

Менее распространённая, но очевидная причина — отказ основной системы торможения. Находясь в пути далеко от дома или станций техобслуживания, машина не застрахована от возникновения поломок. Хотя в тормозной системе реализован принцип двухконтурного действия (при полном отказе одного из них тормоза частично сохранят работоспособность), возможна ситуация, когда неисправность компонентов не позволит остановиться. В этом случае использование трансмиссии и силового агрегата — единственный способ замедлить авто. Когда скорость снижена до минимума, для полной остановки на перекрёстках, светофорах или парковке задействуют ручной тормоз.

К сведению! 

Передвижение транспортного средства с неработающими тормозами категорически запрещено Правилами дорожного движения. Если машина не реагирует на нажатие педали, во избежание возникновения аварийной ситуации следует транспортировать авто эвакуатором на СТО либо выполнить ремонт на месте.

Как правильно тормозить двигателем?

Как правильно тормозить двигателем и для чего это нужно

Инструкторы по безопасному вождению заявляют, что, используя замедление с помощью ДВС, можно повысить устойчивость и управляемость авто. Кроме того, одновременно с этим снижается износ колодок, дисков, улучшается экономичность в целом. Однако прием периодически подвергается критике из-за неоднозначности его применения, влияния на силовой агрегат и возможной потере управления при неправильном выполнении.

При замедлении силовым агрегатом водитель отпускает педаль акселератора, мотор не толкает машину, а напротив, останавливает её. Такой приём особенно эффективен на первой или второй скорости. Однако использовать его нужно осторожно и умело. Часто неправильные действия приводят к аварийным ситуациям, особенно при заезде авто на скользкий участок дороги. В этом случае приводные колёса, если резко бросить газ, будут проскальзывать, а шасси может сорваться в занос.

Как правильно тормозить мотором на МКПП

Сложностей в правильном торможении мотором на механической коробке передач нет, но есть определённые особенности. Прежде всего это возникновение критических нагрузок, воздействующих на трансмиссию и ДВС. Чтобы этого не произошло, соблюдают противоположный порядок переключения передач — с пятой на четвёртую и так далее. Одновременно с этим выполняют «перегазовку» — слегка надавливают на педаль акселератора при выжатом сцеплении. Приём позволяет снизить ударное воздействие на трансмиссию и ДВС за счет синхронизации оборотов коленвала и первичного вала коробки скоростей.

Переключаться с высоких скоростей сразу на первую или вторую допускается только в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро остановить авто, пренебрегая возможными последствиями для двигателя или трансмиссии. Последовательность действий при замедлении:

  1. Отпускают педаль акселератора. Доводят обороты коленвала до холостых (примерно 1000 об/мин), контролируя параметр по тахометру.
  2. Выжимают сцепление, слегка надавливают на педаль газа для перегазовки и включают следующую, более низкую передачу.
  3. Аккуратно отпускают сцепление, не допуская рывка.
  4. Повторяют действия, понижая ступени МКПП до первой.
  5. Когда скорость автомобиля снизится до минимальной, задействуют стояночный тормоз для полной остановки.

К сведению! 

Коэффициент сжатия у ДВС, работающих на дизеле, гораздо выше, чем у бензиновых. Они позволяют понизить скорость движения гораздо быстрее.

Торможение мотором с АКПП

Внедрение коробок-автоматов в современных авто вынуждает вносить поправки в процесс замедления. Конструкция АКПП сложна и по этой причине уступает в долговечности механике. В ней есть планетарные передачи, маслонасос, фрикционные системы переключения ступеней, а передача крутящего момента от мотора реализована через гидротрансформатор. Но остановить машину автоматическая коробка тоже сможет, хоть и не так эффективно, как механическая.

При разгоне гидротрансформатор блокируется, передавая крутящий момент напрямую. При замедлении — наоборот, обеспечивается свободное вращение его составляющих, предохраняя тем самым чувствительную «начинку» АКПП от разрушений. В силу этой особенности остановка происходит заметно медленнее, чем у машин с МКПП.

Кроме того, не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения передач. В коробках, где это предусмотрено, передаточные числа 1 и 2 ступени больше, чем в механике. Их ручное включение не приведёт к такому же замедлению, как в МКПП, а электроника не даст их активировать при избыточной скорости шасси. Замедление с АКПП похоже на езду с полувыжатым сцеплением: передача включена, ДВС раскручен, а машина останавливается недостаточно быстро. Водителю в любом случае приходится задействовать тормоза.

Торможение двигателем с вариатором

Как правильно тормозить двигателем и для чего это нужно

В трансмиссиях, где передача вращающего момента реализована бесступенчато с помощью вариатора, заводскими настройками предусмотрен режим торможения. Это базовая функция, которая активируется после отпускания педали акселератора. Однако в некоторых моделях реализована возможность ручного отключения опции. Для применения такого способа управления рычаг вариатора переводится в соответствующее положение. Если такая функция недоступна, а водитель хочет отключить торможение (для экономии топлива и улучшения динамических показателей), он может деактивировать режим через прошивку электронного блока управления.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Автомобилисты должны обладать навыками выполнения этого приёма. В критической ситуации он может сохранить управляемость и обеспечить безопасность на дороге. Из плюсов приёма автоинструкторы выделяют:

  1. Дублирование основных тормозов. В случае их отказа у водителя есть дополнительная возможность остановить шасси и избежать столкновения с преградами либо другими транспортными средствами.
  2. Экономичность. При задействовании инерции ДВС для замедления снижается нагрузка на колодки и диски, что увеличивает срок службы расходных материалов. Потребление горючего также уменьшается.
  3. Обеспечение устойчивости шасси на скользком покрытии. Невозможность блокировки колёс (при правильном выполнении манёвра) снижает вероятность заноса и потери управления.
  4. Преодоление косогоров. Замедление двигателем — единственный верный способ движения на затяжных горных спусках, когда существует риск отказа основной тормозной системы.
К сведению! 

Положительные стороны манёвра с помощью ДВС проявляются только при его правильном выполнении.

Наравне с плюсами, есть у приёма и недостатки. Из них инструкторы выделяют:

  1. Отсутствие предупреждения водителей, движущихся сзади. При использовании инерции ДВС стоп-сигналы не загораются, что приводит в замешательство других водителей. Оповещать их о начале совершения манёвра приходится дополнительным нажатием на педаль тормоза, на что может не хватить времени в сложной обстановке.
  2. Увеличение воздействия на узлы ДВС и трансмиссию. Частое злоупотребление приёмом либо его неправильное выполнение существенно сокращает межремонтный ресурс деталей, участвующих в процессе.
  3. Отсутствие «помощи» бортового компьютера. Приём подразумевает отказ от активации основных тормозов, в результате чего антиблокировочная система не задействуется при совершении манёвра.
  4. Увеличение расхода масла. Повышенное разрежение во впускном тракте способствует проникновению в него смазки через участки с нарушенной герметичностью.

Водителем, не умеющим снизить скорость, применяя торможение двигателем, следует пользоваться приёмом только в крайнем случае, при возникновении критической ситуации. В щадящем исполнении его можно применять на трассе, при приближении к перекрёстку. Уверенное обладание этим навыком позволит сэкономить на расходниках и горючем.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются