Как самостоятельно поменять жидкость в кондиционере автомобиля: последовательность работ

5.04.2020 Советы автомобилисту

Кондиционер – обязательный атрибут современного комфортного автомобиля. Этот агрегат создает и поддерживает в салоне авто такой микроклимат, при котором водитель и его пассажиры могут совершать многочасовые поездки, сохраняя бодрость и хорошее самочувствие. Чтобы кондиционер эффективно справлялся со своими функциями, и не вышел из строя раньше времени, его нужно вовремя заправить фреоном. Эту работу можно сделать самостоятельно, сэкономив на услугах автосервиса.

Устройство и функции кондиционера

Кондиционер в авто конструктивно напоминает на обычный охлаждающий агрегат. Роль хладагента в нем выполняет фреон.

Автокондиционер состоит из:

  • испарителя;
  • вентилятора;
  • компрессора;
  • клапана управления;
  • конденсатора;
  • магистралей.

Все элементы кондиционера соединены друг с другом и образуют замкнутую систему с магистралями, по которым циркулирует хладагент. В одной фреон перемещается под воздействием низкого давления, во второй – высокого.

Принцип работы:

  1. Компрессор работает за счет двигателя. В нем хладагент сохраняет газообразное состояние.
  2. Хладагент уменьшается в объеме, при этом растет давление и его температура. Он начинает движение по магистрали высокого давления в направлении конденсатора.
  3. Подогретый фреон, попав в конденсатор, резко остывает и принимает жидкую форму. В этом состоянии он направляется к клапану управления, с помощью которого осуществляется регулировка подачи фреона в испаритель. Здесь температура хладагента приводится до необходимого значения.
  4. Испаряющийся хладагент направляется обратно – в компрессор. Затем цикл повторяется.
На заметку! 

За один год в автокондиционере теряется около 15% фреона.

Функции кондиционера:

  • охлаждение и поддержание благоприятного для человека температурно-влажностного режима;
  • недопущение запотевания стекол кабины;
  • очищение воздуха в салоне авто от неприятных запахов.

Чистка и заправка автомобильных кондиционеров – этап технического обслуживания авто. Эти виды работ можно заказать на любом автосервисе. Если нарушать периодичность сервиса этого специализированного оборудования, оно не будет качественно охлаждать воздух.

Когда заправляют кондиционер

При эксплуатации кондиционера часть фреона теряется. Утечка – нормальное явление и предотвратить ее не представляется возможным. Чтобы обеспечить нормальный микроклимат в салоне, надо заправить автокондиционер. Сделать это можно как на СТО, где минимальная стоимость заправки – 1000 руб., так и своими руками.

Частота заправки:

  • в новом оборудовании – один раз в 3 года;
  • в старом – раз в год или даже чаще.

Не стоит заправлять кондиционер слишком часто. Эту процедуру надо делать только тогда, когда агрегат перестает охлаждать салон.

Инструменты и материалы

Для самостоятельной заправки автокондиционера нужны не только базовые навыки выполнения подобных работ, но и специальное оборудование.

Для перезаправки кондиционера понадобится:

  • манометрическая станция;
  • шланг со специальными наконечниками;
  • баллон с хладагентом;
  • тройник – переходник с вентилем (для присоединения к баллону);
  • соединительная муфта – между тройником и вентилем.

Один конец шланга подключают к метрологической станции, второй к кондиционеру. На баллоне имеется плоскость, которую прокалывают иглой пи присоединении переходника.

На заметку! 

Манометр для заправки кондиционеров – измерительный прибор, контролирующий давление в сплит системе. Вакуумирует магистрали, полностью удаляя пары влаги перед закачкой хладагента.

Сегодня в машины заправляют фреоны марки R-134а. До 1992 года применяли фторсодержащий аналог – R-12. Затем его использование было запрещено. Владельцы машин, выпущенных до 1992 г, могут заправлять фреон самостоятельно или переходить на новую версию, так как R-12 на автосервисах не используют.

Чтобы узнать тип хладагента, применяемого в автомобиле, достаточно поднять капот. Марка фреона написана на наклейке. Здесь же указана норма заправки. Впрочем, перепутать хладагенты практически невозможно, так как они отличаются заправочными штуцерами – в трубке для R-134а он выше и шире.

Норма фреона

Прежде чем заправлять автокондиционер самому, надо выяснить объем фреона для заправки. Если под капотом нет наклейки с указанием нормы хладагента, можно обратиться к автодилеру. В отечественных автомобилях норма фреона, как правило, колеблется в пределах 600-900g.

Впрочем, не стоит особо волноваться по поводу нормы – большой точности при заправке кондиционера не требуется, так как производится не первичное заполнение, а дозаправка. Добавляя фреон, автовладелец все равно не может точно знать, сколько его утекло, а сколько осталось в системе. Если нет точных цифр о норме заправки, надо ориентироваться на давление, показываемое манометром.

Этапы заправки

Заправка кондиционеров в машине – процедура, с которой может справиться любой автолюбитель, минимально разбирающийся в их устройстве.

Определение утечек

Если фреона теряется больше нормы, рекомендуется провести диагностику. Для нее необходимо специальное оборудование. Например, течеискатель. Этот прибор не только покажет наличие утечки, но и определит ее точное место.

При отсутствии приборов для поиска утечки можно использовать ультрафиолетовый краситель. Его добавляют вместе с фреоном и несколько раз включают систему. Затем берут уф-лампу, и с ее помощью ищут утечки хладагента. Там, где он будет вытекать, появятся желто-зеленые подтеки.

Причиной утечки фреона может стать потеря герметичности трубок из-за механических или коррозионных повреждений. Аналогичный эффект может вызывать ржавление внутри конденсатора.

Проверка давлением

Чтобы проверить, может ли выдержать система высокое давление, используют азот. Его запускают в кондиционер и определяют давление. Подождав около получаса, смотрят на манометр. Если первоначальное значение давления не изменилось, значит, система герметична.

Проверить кондиционер давлением можно на СТО примерно за 300-400 руб. Без этой проверки не имеет смысла заправлять фреон, так как падение давления означает утечку, следовательно, через 3-4 дня хладагент покинет систему.

Вакуумирование

Если в системе меньше половины нормы фреона, значит, в нее проникли воздух и влага – избежать этого невозможно. Оборудование после заправки будет функционировать, но не на полную мощность. Существует большой риск поломок и коррозии.

Если не убрать влагу из системы, кондиционер может сломаться, потребуется дорогой ремонт. Гораздо дешевле провести процедуру вакуумирования, которая выведет из системы воздух и воду. Для этого применяют вакуумный насос.

Порядок действий:

  1. Запустите отопитель в автомобиле, чтобы прогреть салон и сконденсировать воду.
  2. Присоедините к компрессору вакуум-насос. Открутив ниппель, поверните кран, расположенный под ним – крутите против часовой стрелки.
  3. Запустите насос, пусть работает около четверти часа. Затем заверните краны и выключите насос.

Вакуумирование необходимо провести подряд 3-4 раза. Надо выждать не менее 4-х часов, и только потом переходить к заправке.

Заправка

Закачивание фреона проводится в строгой последовательности. Автовладельцу, впервые заправляющему этот агрегат, рекомендуется ознакомиться с порядком действий.

Пошаговая инструкция:

  1. Привинтите переходник с вентилем к баллону, в котором находится хладагент.
  2. Присоедините к переходнику шланг.
  3. Другой конец шланга присоедините к манометру. К нему присоедините еще один шланг. На это сборка заправочной системы заканчивается.
  4. Выставьте параметры датчиков манометрической станции. Используя калибровочную поворотную ручку, установите температуру.
  5. Соедините систему со штуцером, который находится на трубке низкого давления. Главное – не перепутайте трубопроводы. Найдя нужный штуцер, снимите с него защитный колпак и очистите прилегающую зону.
  6. Шланг, отходящий от манометра, подсоедините к штуцеру.
  7. По инструкции заправку проводят по магистрали низкого давления при включенном двигателе. Установите 1 500 оборотов.
  8. Пусть система поработает несколько минут. Затем поверните баллон вверх дном и открутите кран на переходнике. Теперь хладагент начинает поступать в кондиционер. Пока идет закачка, наблюдайте за уровнем давления на приборах. Если оно поднимется выше 285 кПа, поломается компрессор.
  9. Закачку продолжайте до тех пор, пока в салон не пойдет охлажденный воздух – примерно 5-8 C°. Когда шланг вблизи штуцера низкого давления становится ледяным, заправку можно останавливать.
заправка
На заметку! 

Для устранения запахов, микробов, грибка и пыли, рекомендуется периодически использовать специальные жидкости для чистки кондиционеров.

Во время закачивания фреона можно проверить, насколько правильно идет процесс, посмотрев в окно фильтра-осушителя. Если в нем нет пузырей и просматривается жидкость, значит, заправка проводится верно.

Полезные советы

Чтобы заправка автокондиционера прошла успешно, а сам он продолжительно работал, рекомендуется прислушиваться к советам специалистов.

Советы по заправке и эксплуатации автомобильных кондиционеров:

  1. При заправке желательно использовать фреон с маслом. О добавке написано на баллоне с хладагентом. Тогда не придется доливать масло в кондиционер, тем более что немногие автовладельцы умеют это делать. Кроме того, велик риск передозировки, которая может вызвать поломку поршневого насоса. В баллоне же масло дозировано.
  2. Если агрегат плохо холодит, а на вентилях или теплообменнике внутреннего блока виден иней, необходима дозаправка.
  3. Чтобы кондиционер прослужил подольше, время от времени промывайте его радиатор.
  4. Зимой, заезжая в гараж, включите кондиционер примерно на 10 минут. Делайте это ежемесячно в течение холодного сезона.

Заправка фреоном требует от автовладельца определенных знаний, умений, а главное – специального оборудования и расходных материалов. Если не надо искать утечку или ремонтировать систему, ничего сложного в этом процессе нет, главное – следовать инструкции и выполнять все этапы последовательно. Если вы неуверены в своих силах, поручите техобслуживание охлаждающего агрегата работникам автосервиса.

Логотип сайта Мои дороги
Комментариев к статье: 1
  1. Миша

    У меня Хенде-Элантра 2006 г. Кондей (его конденсатор) очищаю раз в 2 года пенным аэрозолем. Больше ,кроме замены салонного фильтра я с ним ничего не делал. На настоящий момент (май 2020, 253000 км пробега) проблем с ним нет, не заправлял ни разу, охлаждает дай бог каждому (при поездках прошлым летом на юга приходилось на 50 процентов включать отопление, иначе мы мерзли). Если верить этой статье то хладагента в системе осталось минус 40 %. Не видитесь на ложь сервисменов – исправная система конденционирования герметична и никаких утечек по 15 % в год быть не должно.

    Ответить
Добавить комментарий

Данные не разглашаются