Для чего используется обманка на лямбда зонд и как ее сделать самому

5.06.2020 Советы автомобилисту

Автовладельцам машин с большим пробегом нередко приходится сталкиваться с поломкой катализатора. Приобретение новой запчасти обходится дорого, поэтому большинство автомобилистов не меняют деталь, вышедшую из строя, а делают самодельное устройство — обманку. Она обходится гораздо дешевле, чем новая деталь.

Принцип работы лямбда зонда

Для чего используется обманка на лямбда зонд и как ее сделать самому

Лямбда зондом (ЛЗ) называют датчик кислорода (ДК), с помощью которого блок управления оценивает концентрацию кислорода в  коллекторе автомобильного мотора. Он показывает, сколько в выхлопах содержится несожженного топлива или кислорода. Это устройство также могут называть кислородным контроллером. ЛЗ — миниатюрное устройство, благодаря которому уменьшается вредность выхлопов.

Особенности работы кислородного контроллера:

  1. Принцип действия ЛЗ подобен работе гальваники, в которой используется твердый керамический электролит. Элемент выполнен из керамики, легированной оксидом иттрия, а сверху токопроводящее напыление — платиновые электроды.
  2. Фиксируя объем кислорода, ЛЗ оперативно передает информацию на электронный блок управления (ЭБУ). Оценив показания электронный мозг авто вносит коррективы в обогащение топливной смеси. Обычно в авто 2 датчика. Один ставят перед катализатором, другой — после него. Измерять концентрацию остаточного кислорода ЛЗ начинает только при разогреве до 300–400 °C.
  3. Именно при таких температурах электролит из циркония обретает проводящие свойства, а изменение концентрации кислорода на его поверхности вызывает возникновение разности потенциалов, и на ЭБУ подается сигнал.
konstrukcija-lyambda-zonda
На заметку!

По мере эксплуатации кислородные датчики изнашиваются. Чтобы предотвратить выход устройств из строя, их необходимо чистить каждые 30 тыс. км.

Большинство автомобилистов-любителей забывают о профилактике ЛЗ, поэтому проблема приходит для них неожиданно. О неполадках с ДК, автовладелец узнает по факту, когда на панели загорается соответствующий аварийный знак.

Назначение обманки

ЛЗ обычно не ремонтируется. Приходится покупать новую деталь. А стоит она недешево. Например, ДК на «Мерседес», «Вольво» и другие иномарки стоят около 20 тыс. руб.

Если в автомобиле сломался ЛЗ, можно сделать обманку катализатора (каталитического нейтрализатора) — фильтра, очищающего выхлопы от вредных примесей. Обманка на лямбда зонд — приспособление, нормализующее работу двигателя. Благодаря ей удается отключить сигнал Check Engine. Уровень вредности выхлопов не будет влиять на работу авто.

Обманка на ЛЗ — это устройство, корректирующее сигнал 2-го ДК. Оно позволяет «обмануть» электронный блок управления (ЭБУ), изменяя реальные показатели о катализаторе.

На заметку!

Не рекомендуется отключать либо блокировать ДК. Это приведет лишь к повышенному расходу бензина/дизтоплива и нестабильному функционированию мотора на холостом ходу.

Виды обманок

Игнорировать поломку ЛЗ никак не получится. Если ДК работает некорректно или вовсе отключился, функционирование двигателя нарушается, и он переходит в аварийный режим. Чтобы этого не произошло, надо поставить обманку — самодельную или покупную. Опытные автомобилисты предпочитают делать обманку своими руками.

Обманки имеются в продаже, но обходятся они дороже самодельных. Это особенно касается электронных — механические стоят дешевле. Бывает, что нужную запчасть трудно найти, в этом случае также приходится делать ее своими силами.

Механические

Для чего используется обманка на лямбда зонд и как ее сделать самому

Их часто называют «ввертышами». Материал изготовления — бронза и сталь. Внутри «проставка» заполнена порошкообразной керамикой со специальным катализирующим покрытием. Из-за втулки газы быстро сжигаются, возникает разница в импульсах 1-го и 2-го датчиков.

Если автомобилист умеет обращаться с токарным станком, он может выточить втулку сам, если нет — заказать токарю. Он за небольшую плату выточит деталь по чертежу. Втулка готова к эксплуатации, но лучше заполнить ее керамическим порошком. Найти его несложно.

Чтобы сделать втулку, понадобится:

  • заготовка;
  • отвертка;
  • гаечные ключи.

Самодельная и купленная механическая обманка (МО) устанавливаются одинаково:

  1. Поставьте авто на эстакаду.
  2. Отсоедините клемму «минус» на аккумуляторе.
  3. Выкрутите ДК и поставьте вместо него втулку.
  4. Во втулку вкрутите датчик.
Для чего используется обманка на лямбда зонд и как ее сделать самому

Потребность в услугах токаря снижает привлекательность создания самодельной МО. Если у автомобилиста нет токарных навыков и доступа к станку, по стоимости разница получается незначительной.

На заметку!

Обычно МО ставят на первый ДК, стоящий ближе к коллектору: он более чувствительный.

Как только будет поставлена обманка ДК, ошибка «Check Engine» исчезнет. Если этого не случилось, придется искать другой способ решения проблемы.

Электрические

Второй способ устранения проблемы с ДК — создание электронной обманки (ЭО) по специальной схеме. Так как ЛЗ посылает сигналы на контроллер, ЭО, подключенная к проводам, идущим от датчика к разъему, позволяет нивелировать чувствительность системы. В этом случае, несмотря на неисправность ЛЗ, мотор продолжит корректную работу.

Место установки ЭО определяется моделью авто. Например, ее местом установки может быть моторный отсек, торпеда или пространство между сиденьями.

elektronnaja obmanka

ЭО — это микропроцессор в одном кристалле. Он анализирует процессы, протекающие в катализаторе. А получив и обработав информацию от первого ДК, трансформирует их в показатели второго ДК и отправляет на ЭБУ авто сигнал, необходимый для корректной работы мотора.

Для самостоятельной установки ЭО понадобится:

  • схема подключения ЛЗ;
  • паяльник с максимально малым жалом;
  • припой;
  • канифоль;
  • конденсатор на 1 мкФ, неполярный;
  • резистор на 1 Мом;
  • нож;
  • изолента.

Прежде чем приступать к монтажу электросхемы, необходимо разобраться в количестве и цвете проводов, идущих на ЛЗ. В авто бывает от 2 до 4 проводов. Количество зависит от наличия дополнительного нагрева.

ustanovka obmanki

Обычно попадаются датчики с 4 контактами. Из них 2 ответственны за нагрев. Их во время монтажа трогать не нужно. Для установки потребуются 2 провода — масса и контакт. Обычно в интернете на схемах указывается цвет проводов, но он может не совпасть с их окраской в каком-то конкретном автомобиле. Поэтому надо ознакомиться с индивидуальной схемой и найти нужные провода.

Порядок монтажа обманки на ЛЗ:

  1. Отсоедините клемму «минус» на аккумуляторе.
  2. В сигнальный провод впаяйте резистор. Для этого разрежьте его ножом и разместите в разрыве сопротивление с помощью паяльника.
  3. Найдите массу и сигнальный провод и впаяйте между ними конденсатор.
  4. Все полученные соединения заизолируйте. Если все сделано правильно, система должна работать.

Чтобы продлить работу электронной схемы, внедренной своими силами в систему контроля, рекомендуется поместить ее в небольшой пластиковый контейнер или любую другую подходящую по размеру коробку. Сверху заалейте схему эпоксидной смолой.

Эта простейшая схема, несмотря на хитроумность автомобильных систем, прекрасно работает. При этом расходы на ее создание минимальные по сравнению с покупкой электронного эмулятора. В последних используются самые современные схемы, зачастую с микропроцессорами, затраты на их приобретение будут в 10 раз больше, чем при самостоятельном изготовлении электронной обманки (ЭО).

ЭО — самый простой и эффективный вариант решения проблемы. Проблемы могут возникнуть только с подбором сопротивления. Но если даже оно не подойдет, его можно поменять, впаяв новое. Правда, сделать это надо, до того как схема будет залита эпоксидной смолой.

Зачем нужна перепрошивка

Самые бывалые автомобилисты перепрошивают ЭБУ, чтобы заблокировать обработку сигналов от 2-го датчика. Это рискованное решение, так как всякая корректировка электронной системы часто необратимо меняет настройки. Назад к заводским вернуться будет почти невозможно.

Перепрошивку делать своими силами не стоит. Лучше доверить это мастерам. Они отменят передачу сигналов от датчиков, используя спецоборудование. Но даже тогда нет гарантии, что после изменений в работе контролирующей системы не будет проблем.

Чем грозит вмешательство

Для чего используется обманка на лямбда зонд и как ее сделать самому

Монтаж обманок для ЛЗ не предусмотрен производителями автомобилей. Обманывать систему контроля автомобилистам приходится, рискуя корректной работой самых разных систем автомобиля.

Если при монтаже будут допущены ошибки, могут возникнуть проблемы:

  1. Если компьютер авто перестанет регулировать процесс впрыска, возможны неполадки в работе мотора.
  2. При неправильной пайке схемы возможно повреждение электропроводки.
  3. Во время монтажа обманок иногда повреждаются датчики. Причем автовладелец даже не подозревает об этом, поскольку в системе уже стоит обманка.
  4. Монтаж обманки, как и перепрошивка, может привести к сбою в работе компьютера.

Если в сферу ваших интересов не входит «общение» с токарным станком или паяльником, обманку любого типа можно приобрести в автомагазине. С их установкой не возникнет проблем даже у начинающих автомобилистов.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector