ОСАГО: страховые выплаты или ремонт при ДТП в 2019 году

16.08.2019 Про автострахование

Попадая в аварию водители рассчитывают на компенсацию по страховке. К сожалению, этот лимит не всегда может покрыть расходы на восстановление автомобиля и часто оказывается ниже требуемой суммы. В определенных условиях можно выбрать ремонт, но все зависит от тонкостей и условий.

Основные правила

В России действует Федеральный закон, который регулирует основные моменты по оформлению и сумме страховых выплат после попадания в аварию. Также он устанавливает лимит компенсации, которую может получить человек в результате ДТП.

В нем прописаны правила выплат и компенсаций:

  • автомобиль обследуется страховщиком в течение 5 дней после обращения заявителя;
  • независимая экспертиза запрещена;
  • действие ОСАГО должно составлять больше 12 месяцев;
  • претензию нужно оформить в течение 10 дней;
  • вместо страховых выплат практикуется оплата ремонта при котором деньги поступают сразу работникам мастерской.
Интересно!

На перечисление оплаты за ремонт поврежденного авто компании дается 20 суток. В течение этого времени она может отказаться платить деньги, официально оформив аргументированный отказ.

При заключении договора со страховой компанией человек получает полис, документ об оплате и памятку о самом страховании и действиях в случае аварии. Когда происходит ДТП компания обязуется выплатить определенную сумму или компенсировать стоимость ремонта. Максимальный размер компенсации регулируется законом. Выплата осуществляется только в отношении лица, пострадавшего во время ДТП. Пострадавшую сторону определяют сотрудники правопорядка.

Если вы сами стали виновником аварии, то вы не можете требовать деньги за автомобиль или полученные травмы. Нельзя просто заявить «я пострадавший»: это определяют сотрудники дорожно-транспортной службы.

Размеры компенсаций

Суммы, которые компания может выплатить пострадавшему, устанавливаются законом. Лимиты равны 400 000 при выплате за поврежденный автомобиль и полмиллиона при выплате суммы физлицу. Также, если дорожно-транспортное происшествие оформлялось по европротоколу, то максимальное количество денег, которое вы сможете получить — 100 000 рублей. Европротокол — это более простое и быстрое оформление происшествия, которое составляется без участия контролирующих служб. Для его заполнения нужно указать все данные об аварии в специальном бланке. Такой способ не мешает получить компенсацию от компании, если вся документация была оформлена верно.

Вред имуществу

Максимум, который вы сможете получить по полису за автомобиль: 400 000. При этом не учитываются такие нюансы как количество аварий или число участников, пострадавших в ДТП. Можно попадать в аварии еженедельно, и страховая будет обязана платить вам. При 10 пострадавших сумма не делится между участниками, а выплачивается каждому в отдельности. То есть, при массовой аварии с 5 участниками и 4 пострадавшими каждый из получивших повреждения получит по 400 000.

Но сумма ущерба не всегда достигает установленной границы. Для расчета в этом случае используется универсальная методика. Максимальную выплату можно получить если повреждения действительно серьезные и повлекли за собой фактическую гибель автомобиля. При этом схема выглядит так:

  1. Устанавливается стоимость машины.
  2. Из рыночной цены вычитается сумма уцелевшей части.
  3. Поврежденный автомобиль отходит пострадавшему.
  4. Страховая оплачивает максимальный лимит.
  5. Остальное можно взыскать с виновника аварии.
Интересно! 

При оценке рассматривается не начальная цена нового автомобиля, а стоимость машины с пробегом. То есть, даже если вы попали в ДТП на совершенно новом «ниссане», страховая будет сравнивать его с подержанным.

Например, в дорожно-транспортном происшествии пострадал автомобиль. Его рыночная стоимость составляет 700 000 рублей. Уцелевших частей осталось на сумму 300 000 рублей без поправки на износ. С поправкой выходит 290 000. Это определяется экспертизой, которую проводит страховщик. В результате к выплате полагается:

700 000 – 290 000 = 410 000

Но пострадавший получит только максимальный лимит. Остальные 10 000 он может попробовать взыскать с виновника ДТП. Эта сумма далеко не всегда покрывает расходы на ремонт или восстановление автомобиля, поэтому в серьезной аварии даже компенсация не всегда помогает.

Если виновны оба

Не всегда у происшествия есть один виновник. Порой вина распределяется поровну, что затрудняет решения вопроса по компенсациям. Ответ на такой спорный вопрос есть в документе Федерального закона по ОСАГО. Представим, что в аварии пострадало два автомобиля, водители которых сами виноваты в случившемся и являются одновременно еще и потерпевшими. Ущерб каждому составил полмиллиона. Каждый из них сможет получить по 400 000 выплаты, так как общая сумма ущерба составляет больше 800 000. Если бы ущерб равнялся 300 000, то компенсация также была разделена пополам или расчитана для каждого автомобиля по единой методике.

Европротокол

При оформлении ДТП без вызова сотрудников из инспекции максимальный размер компенсации составляет в 4 раза меньше обычного. Это обусловлено желанием страховых компаний защитить свои интересы: ведь без контролирующего органа объективность ниже. Порядок выплат прописывается в тексте закона. Практические во всех случаях, при оформлении без участия уполномоченных сотрудников, вы получите только 100 000 рублей, и это максимум. Но есть исключения. Должны быть выполнены два условия:

  • авария произошла в Москве, Петербурге или областях этих городов;
  • сведения о ДТП переданы в защищенном виде с использованием ГЛОНАСС.

Проживать в указанной области не обязательно. Если вы из Самары, а в ДТП попали под Москвой, то можете рассчитывать на компенсацию при соблюдении условий.

Если с территориальным фактором все понятно, то с записью информации не все так просто. Это специальная программа на которую распространяется ряд установленных правил распространения данных. Вся съемка должна быть сделана в течение часа, не более. На пленке обязательно должны быть зафиксированы номера участников ДТП, расположение знаков и навигации. Обязательна поддержка ГЛОНАСС. Также должны быть задокументированы дата и время происшествия: они должны быть в записи в не редактируемом виде. Проблема в том, что соответствующего оборудования для регистрации по всем правилам по-прежнему не существует.

Составление Европротокола
Интересно! 

С октября 2019 таким способом можно будет регистрировать ДТП в любом регионе страны.

Вред здоровью

Компенсация за причинение травм и ущерба здоровью выше, чем сумма за поврежденное авто. Она составляет до полумиллиона, в зависимости от обстоятельств и особенностей ДТП. Чтобы получить деньги, нужно подать заявление в свою страховую и приложить к нему:

  • копию протокола от уполномоченных сотрудников;
  • справку от врача с перечислением повреждений.

При нанесении вреда и здоровью, и автомобилю, обращаться нужно в страховую компанию того, кто виновен в аварии.

Компенсировать можно не только полученные травмы, но и упущенный заработок, который вы могли бы получить, если бы не повреждения во время аварии. Например, если из-за травмы руки вы не можете работать, то упущенную прибыль можно требовать со страховой. При этом моральный ущерб не учитывается, так как оценить его объективно трудно. При этом вы можете потребовать выплат с виновника или подать в суд за то, что ваши требования по компенсации не удовлетворили.

Если авария привела к летальному исходу, то семье потерпевшего предлагается максимальная компенсация, из которой 25 000 отведено на погребение. При этом расходы нужно подтвердить документально, то есть это не предварительное отчисление, а компенсация уже потраченных денег. Сначала нужно получить чеки и только потом можно требовать возврата от страховой.

Направление на ремонт

Иногда компании выгоднее отправить машину в мастерскую, чем выплачивать компенсацию. Она выдает направление, которое официально гарантирует право на возмещение вреда от ДТП. Ремонт должен быть полным, а не частичным. В документе обязательно проговариваются сроки и условия ремонта. В идеале такой способ — это сокращение классического процесса: получение денег, поиск мастерской, восстановление автомобиля. То есть вы сразу отправляете авто в мастерскую, а платит за это страховая. Разумеется, если ей такой вариант будет выгоден. Вам все равно придется обращаться в компанию и писать заявление. Просто вместо денег вы получите сертификат на выполнение восстановительных работ. Вы не сможете выбрать сервис, где будете чинить машину, и это часто становится проблемой. Обычно процесс выглядит так:

  • сбор документов для получения компенсации;
  • обращение в компанию;
  • получение направления на ремонт;
  • отправка авто в сертифицированный ремонтный центр;
  • возможность оспорить результат починки.

При получении такого сертификата компания может попытаться обмануть вас, предлагая подписать дополнительные документы. По закону вы обязаны поставить свою подпись только на заявлении и на документе о ДТП, когда подаете документацию для получения ремонта или выплаты. В бланке, который вам может выдать компания, часто есть дополнительные поля. Там может быть согласие на:

  • доплату в мастерской;
  • предоставление любого сервиса;
  • использование старых запчастей.

Внимательно читайте заявление. По закону все ремонтные запчасти должны быть новыми, а автомобиль должен направляться только в сертифицированный дилерский центр, а не любую мастерскую ремонта. Не соглашайтесь подписывать дополнительные документы и внимательно читайте текст соглашения. Это компания должна отремонтировать вашу машину: вам не нужно доплачивать и компенсировать что-то мастерской.

Сроки ремонта составляют месяц. Направление вам при этом должны выдать в течение 20 дней. Если указанные отрезки превышены, то вы вправе требовать денежную компенсацию, это указано в законе. Считаются все дни, кроме выходных и праздников. При этом срок отсчитывается не с даты осмотра машины, а с даты подачи заявления. Превышая сроки компания не будет платить штраф государству, зато может заплатить вам. За просрочку вам обязаны выплатить неустойку в размере 1% от установленной суммы ущерба за каждый день. То есть, если вы получили направление на 5 дней позже, то получите 5% сверху. Но эта сумма не выдается по умолчанию. Для того, чтобы ее получить, нужно подать заявление в свободной форме. Нужно привести расчет, реквизиты и потребовать от компании выплатить неустойку. Если вам удобнее наличные — укажите их в заявлении. В случае, когда страховая отказывается платить, обращайтесь в суд.

Деньги или ремонт

Выбирать, что именно вы получите в качестве компенсации за повреждения автомобиля, будет страховщик. Выплаты по ОСАГО в 2019 году регулируются непосредственно компанией, и она решает, как ей выгоднее будет платить: вам или ремонтной мастерской. Но у водителей есть шанс повлиять на процесс. Для этого нужно правильно заполнить документы:

  • при подаче заявления выбрать ремонт или деньги в соответствующей графе;
  • при необходимости аргументировать свой выбор для компании.

Конечно, выбор все равно остается за компанией, но вы можете на него повлиять, попробовав привести убедительные доказательства в пользу своего выбора. В некоторых случаях удается прийти к соглашению. Для этого нужно, чтобы вариант был оптимальным для обеих сторон. Но это и становится проблемой: страховой выгоднее заплатить меньше, а водитель хочет получить больше. При этом нет никакой разницы между оформлением с участием ГИБДД или по европротоколу.

На заметку!

Выплаты по ОСАГО контролирует страховая. Ремонт или деньги в 2019 году можно получить с равной долей вероятности. В законе никаких специальных указаний на это нет.

Ремонт

Решающий фактор: выгода. Если страховой компании проще починить ваш автомобиль, точнее передать это мастерской — она это сделает. Часто ремонтные службы сотрудничают со страховщиками, чтобы работать по взаимовыгодному договору. Все сервисы должны отвечать стандартам закона. Направление на ремонт водители получают чаще, потому что это выгодно большинству участников процесса. Обычно это происходит, если машине больше 2 лет, но меньше четырех.

Все просто: совсем новые автомобили компания обязана отправлять на ремонт только в официальные мастерские бренда, которые часто просят за свои услуги намного больше, чем обычные мастерские. Таким пострадавшим проще отдать деньги. А сравнительно свежие машины, которым нет четырех лет, выгоднее чинить, поскольку их рыночная стоимость будет высокой и компенсация в таком случае не слишком выгодна. При этом для водителей как раз все наоборот: за новые машины лучше получить деньги, а старые отдать в ремонт.

Выплаты

По ОСАГО при ДТП положена компенсация максимум в 400 000. Но такая сумма выплачивается не слишком часто, в основном водители получают меньшие суммы. И это выгодно для страховой, особенно, если автомобиль старый. При ремонте она обязана купить запчасти, при этом закон запрещает покупать детали, которые уже были в употреблении. То есть, все должно быть новым — а для старых машин с большим пробегом найти свежие детали трудно.

Зато при расчете денежной компенсации учитывается износ. Поэтому, если машине больше 5 лет, то вы скорее увидите деньги, чем получите ремонт в мастерской. Еще один нюанс заключается в стоимости запчастей. По документам, которые регулирует единая методика, детали могут быть дешевыми, при этом фактическая стоимость гораздо выше. Поэтому компания просто платит вам указанную в документе сумму, а вы уже сами думаете, что с этим делать.

Законные ограничения

Не всегда решение об отказе в ремонте транспортных средств продиктовано выгодой. Для этого есть и ограничения, предусмотренные законом. В этом случае вам выплатят деньги, независимо от состояния и новизны автомобиля. Итак, на ремонт не отправят, если:

  • он длится дольше месяца;
  • ближайшее ремонтное отделение находится в 50 км;
  • эвакуация обходится слишком дорого;
  • машина свежее 2 лет, а у страховой нет договора с производителем;
  • автомобиль полностью уничтожен;
  • потерпевший погиб во время ДТП или сразу после;
  • пострадавший получил травмы и выбрал выплату;
  • сумма ремонта составляет больше установленного лимита.

В перечисленных случаях у страховщика есть все основания, чтобы заменить ремонт на выплату. Так вы получите или минимальную денежную компенсацию, далеко не всегда окупающую ремонт, или максимальную выплату, которой тоже бывает мало, чтобы полностью покрыть расходы.

При попадании в аварию вы можете рассчитывать на компенсацию от страховой компании, если не сами стали виновником ДТП. Ремонт или компенсация — выбирает страховщик, но вы можете повлиять на это, указав пожелания в заявлении. Вопрос обычно решается так, как выгодно компании. За совсем новые и старые автомобили чаще получают деньги, машины от 2 до 4 лет направляют на ремонт. При получении направления не подписывайте дополнительные документы, которые вам могут предложить. А если страховая затянула с оформлением — требуйте неустойку.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются