Поехать на Алтай было моей мечтой. Ведь весь Урал мы с сыном уже исколесили. И наконец -то свершилось! Целый месяц изучала отчеты, продумывала маршрут и рассчитывала бюджет поездки. И вот, долгожданный отпуск, багажник загружен, а сын Сашка, 9 лет от роду, роет землю от нетерпения.
Поехали рано утром по маршруту Екатеринбург—Тюмень—Ишим—озеро Ик, такой план был на первый день. И хотя за день проехать можно намного больше, чем 800 км, решила рекордов не бить, а ехать спокойно своим темпом, пусть даже дорога займет на полдня больше.
Итак, хмурый и туманный Екатеринбург сменяется знакомыми золотыми полями, звучит любимая музыка, мелкий смотрит с планшета накачанные на флешку фильмы, точим запасенные бутерброды… За Тюменью гаишник проверяет документы, интересуется, куда едем. Услышав, что на Алтай, недовольно ворчит: «Что, поездов что ли нет?» Ну, как ему объяснить? Зачем нам поезда и самолеты?
Тюменская область в сторону Омска не радует дорогами. Активные ремонты, светофоры наставлены чуть ли не каждые 3 км, в результате — стоишь столько же времени, сколько едешь. За Ишимом вообще встряли в мертвую пробку, часа 2 тупо стояли, не двигаясь ни на метр.
Озеро Ик, что в районе Крутинки, встречает нас прекрасной погодой, как добрых друзей. Красиво, душевно, настроение шкалит. Закат, разноголосье птиц. Комары. Много комаров!!! Деревенский хлеб, палатка, ужин и моментальный отруб, что у меня, что у сына.
На свежем воздухе, да в уютных спальниках продрыхли аж 12 часов, в результате выехали только в 9. Беспроблемный обход Омска, пересекаем Иртыш — и вперед, к Новосибу, по трассе М-51 «Байкал».
Дорога прекрасная, едется ух как. Немало стационарных камер. Потом, уже дома, получила-таки одно «письмо счастья» с этого участка. Поржали над заправкой ГПН в чистом поле.
Поздний обед в отличном кафе «Горизонт», и встаем на ночевку в мотеле «У Татьяны», не доезжая немного до Новосиба. Читала потом, что много негативных отзывов об этом месте, но нам понравилось. Чисто, тихо, хорошая столовая внизу. 1000 за двухместный номер.
Оладьи на завтрак — и в путь. Радостное нетерпение, сегодня мы увидим Алтай… Будучи наслышана о новосибирских пробках, прокладываю на навигаторе путь в обход. Обь впечатлила своим размахом. Потусили там, на мосту, около Новосибирской ГЭС.
И вот — Чуйский тракт, начало. Барнаул, Бийск, Горноалтайск… Ждем, ну когда же уже будет стела на въезде в республику Алтай… И вот и она. Обязательное фотканье, налет на местный медовый прилавок (я ж не предполагала, что дальше мед будет на каждом шагу продаваться, Катунь. И первые горки вдали. Маленькие, но нам и они кажутся ого-го какими.
Первая часть нашего алтайского маршрута вела в цивилизованный Алтай, туристический. Это направление на Чемал, вдоль Катуни. Огромное скопление баз отдыха, кафе, высокая плотность движения по дороге. Чемальский тракт здесь живописен и извилист, местные лихачи обгоняют аккуратно ползущую машину с уральскими номерами.
Лопаем обжигающе вкусные местные манты в Манжероке, еще чуть-чуть — и мы в точке назначения, на базе отдыха «Рафт-Премьер», что за селом Чепош. Я там заранее забронировала на 3 дня домик, обошелся в 425 руб. с носа в день.
И вот, вечер, вещи перетасканы в наш смешной домик-«скворечник», в котором пахнет деревом. Фомка поставлен на охраняемую стоянку, а мы идем (мелкий — несется) на берег. И вот она, Катунь. Какого-то очумительного цвета, мягко-бирюзового (на вечерних фотках не передается).
Горы вокруг. Песчаный берег. Воздух такой, что… не знаю даже, как описать… Необыкновенный воздух, в общем. Мы приехали. Мы это сделали. Мы – на Алтае!
Немного поподробнее о базе отдыха «Рафт-Премьер». Обширная территория, в густой зелени, прямо на берегу Катуни. Живописнейшее место. Своя кухня, где мы собственно и питались эти 3 дня.
Домики разные, от коттеджей со всеми удобствами до миниатюрных двухместных «скворечников», где мы и поселились. Удобства в таком варианте — на улице (биотуалеты), есть душ и баня. Организовываются экскурсии. Чисто, немноголюдно. Очень рекомендую. Кстати… комаров на Алтае нет, йихуу!
Завтрак на берегу Катуни. Утренняя прохлада. Народу — никого. Куча нахальных бабочек, которые садятся чуть ли не на нос. Поваляться в гамаке, кайф… Берем с собой на кухне бутерброды и вперед, сначала — в Манжерок.
Манжерок. Кучи, кучи туристов. И жара, больше 30 градусов. Канатная дорога на вершину горы Малая Синюха, высота — 1096 м. Билет — 350 взрослый и 150 детский, вроде как-то так. Едешь с полчаса, смотришь, фоткаешь, красиво.
Наверху особо заняться нечем, есть кафешка, фотки в костюмах и с коршуном Филимоном на плече (аналог южной обезьянки). Кучи тряпочек на деревьях. Меня эта туристическая манера с завязыванием тряпочек всегда несколько коробила, поэтому мы ничего не вязали, прогулялись, поглядели на виды и на хижину шамана, да вниз.
Дальше двинули назад по Чемальскому тракту, где в нескольких км располагался въезд в Особую экономическую зону «Бирюзовая Катунь».
Это такая обширная территория, со своей инфраструктурой и кучей всяких развлекух. При въезде платишь 100 руб. за машину, а там уже покупаешь билеты туда, куда хочется. Мост туда роскошный ведет.
В «Бирюзовой Катуни» нас интересовали Тавдинские пещеры. Покупаем билеты (250 взрослый, 150 детский) на часовую обзорную экскурсию. Ну, что могу сказать. Сама экскурсия — интересная, веселая, разнообразная, проходит не только по пещере, но и снаружи.
Сама пещера — не очень впечатлила, наша Кунгурская гораздо круче. Ну, и то, что группы туда водят оооочень многочисленные, человек по 30-40 — половину экскурсии приходится ждать, пока подтянутся отстающие.
Но это все ерунда, все равно понравилось. Фотки из пещеры у меня не получились, фотик не тянет, поэтому так, немножко снаружи.
После расположились около моста, устроив отдых и перекус запасенными бутербродами.
Далее мы проехали еще на несколько км до Барангола. Там тоже находится зона отдыха под названием «Царская охота». Туда, кстати, можно заехать любителям расслабиться на бережку или просто с маленькими детьми — там имеется очень славный бассейн.
Ну, а мы туда пошли, чтобы перейти там Катунь по подвесному мосту и попасть на Камышлинский водопад, т.к. это самый короткий путь до него. Проход по мосту платный, 150 и 100 руб. отдали за взрослый и детский пропускные браслетики. Переходим Катунь и топаем вдоль берега, по тропинке, пару-тройку км.
Вот и Камышлинский водопад, один из самых легкодоступных и посещаемых на Алтае. И это сразу чувствуется, увы. Народу там — тьма. Все фоткаются, лезут в водопад, тетеньки с селфи-палками повсюду…
Я, естественно, тоже полезла в водопад фоткаться!!! Потом — домой, на базу, дрыхнуть.
На следующий день не могу удержаться от фотографий нашего берега, уж очень он классный. В ожидании завтрака строим песочные замки.
Потом едем в Чемал. По дороге заскакиваем посмотреть на Гребень дракона — цепочку скал, выступающих из Катуни. И впрямь, можно представить, будто под водой там дремлет древний летающий ящер.
Чемал широко разрекламирован на алтайских ресурсах, но я не прониклась его прелестью. Может, из-за дикой жары (днем там было 45 градусов), может, из-за отсутствия нормальных подъездных путей — все перекопано, ремонты, пылищща…
Очень хотела побывать на острове Патмос, где находится женский монастырь. Туда ведёт с суши подвесной мостик. И проход только по 6 человек.
И из-за этого ограничения там на этот мост выстроились такие очереди с обоих концов, что мы постояли-постояли и плюнули, не желая тут торчать еще часа 3, а потом столько же, чтоб вернуться обратно.
Окрестности Чемальской ГЭС — эдакий луна-парк с алтайским колоритом. Множество киосков с сувенирами, аттракционы, веревочные парки, тарзанки, кукуруза, кафе, полно народа и отсутствие элементарных скамеек и урн.
Не совсем в нашем вкусе, в общем. Хотя по кукурузине сточили с удовольствием, посмотрели на Чемальскую ГЭС, разрушенную наводнением 2014 года, но все же действующую.
Еще увидела остатки моста, разрушенного тогда же. Глядя на них, можно понять, до какого уровня поднялась тогда Катунь…
Самое там классное — это слияние рек Чемал и Катунь. Контраст цветов впечатляет.
Изнемогая от жары, дальше мы решили поехать снова в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», где на территории имелось искусственное озерцо и пляжная зона. Сашка ликовал, уж очень ему хотелось купаться.
Я не любительница таких пляжно-волейбольно-лежачных мест с кучей народа, поэтому убегала иногда, валялась на травке рядом с машиной и пыталась сфоткать тамошних сусликов. Их там тьма, можно даже с рук кормить, но вот фоткаться они категорически не любят.
Там же, в «Бирюзовой Катуни», мы записались на рафтинг. В принципе, это можно сделать там чуть не на любом углу, везде висят предложения и рекламы. Ценник — 500 руб. с человека, за 2-часовой сплав.
Я сначала чуть было не записалась прям у нас на базе (там цена уже выше — 800 с носа), но потом спохватилась, поняла — зачем переплачивать посредникам, и записалась непосредственно у сплавщиков.
И вот, час «Ч» настал. Группа скомплектована, инструктаж проведен (страстей порассказывали, ужасть), одеты каски и спасики. Фотик и все вещи оставлены на берегу, одето то, что не жалко вымочить, как нас и предупредили. Готовность №1.
Ну, что вам сказать… Я там чуть в штаны не наложила, на порогах. Рафт ухает в водяную яму, его захлестывает огромным валом, дыхание перехватывает от страха и ледяной воды… нет, смотри-ка, выплыли, йихуу, все дружно машем фотографу и не обращаем внимания на стучащие от холода зубы.
Короче, это супер, реально. Мелкому моему жуть как понравилось, ворчал, что мало. Теперь у него за плечами есть категорийный порог.) Вышли с рафта, замерзшие, голоднющие… «Мяса мне, мяса!» — требовал Сашка. Сточил 2 порции стейка и был, наконец, утащен до дому.
Вот они мы — две тыквы там, посередине, сзади — красавцы, ага? А каски — архи-нужная вещь, оказывается. Особенно когда тебе перепадает веслом от гребущего.
На другой день у нас был намечен переезд и начало 2-ой части нашего алтайского путешествия — Чуйский тракт и настоящий Алтай, не-туристический. Именно этой части я лично хотела больше всего.
Погода решила поберечь нас от нещадной жары и припустила дождиком, тем самым дав нам возможность увидеть новое лицо Алтая — горы, одетые облаками, солнце в разрывах туч, клочья тумана над лесом… Сашка говорит: «Мам, я такое только в фильмах видел…»
Проезжаем по Чемальскому тракту до Усть-Семы и уходим собственно на Чуйский тракт, который проходит вдоль реки Чуи и ведет прямо к границе с Монголией. Количество машин резко сокращается. Можно сказать, они почти исчезают.
Чуйский тракт… Я читала, что его называют самой красивой дорогой России. Но я не представляла, насколько реально это может быть красиво.
Проезжаем Семинский перевал. Он хоть и самый высокий на Чуйском тракте (1894 м над уровнем моря), но абсолютно незрелищный. Поле, стела, рынок, вкуснейшие беляши.
Перевал Чике-Таман (1460 м) поинтереснее. Особенно подъем на него и спуск, там дорога тааакие вензеля выписывает… Наверху тоже рыночек, а также стоит юрта, где бабушка прямо при вас печет вкуснейшие алтайские лепешки и поит вас травяным чаем.
Делаем остановку на плато, с которого открывается вид на слияние Чуи и Катуни, и вообще — на панораму вокруг. Дождь как раз кончился, облака стало растягивать… Воздух напоен такой свежестью и ароматами трав, что все внутри звенит от щенячьего восторга, а сынище носится, как угорелый.
Добавляем свои маленькие каменные туры к десяткам уже стоящих.
Не могу удержаться, чтобы не сфоткать нашего верного Фомку!
И дальше в путь. Ощущение сказки…
Вскоре видим площадку у дороги, на которой установлен своеобразный памятник — 2 машины. Что-то так пробрало… Да еще текст песни, про Форд, прочитала… Короче, еще аккуратнее стала там ездить, а то вдруг знак, мало ли…
Потом сделали еще одну остановку, у водопада Ширлак (Девичьи слезы). Народу — ни души. Сашка, вспомнив мои подвиги на Камышлинском водопаде, ринулся купаться в этом.
Вечерело. Мы подбирались к конечной точке нашего маршрута — селу Акташ. И, вытянув шеи, вглядывались в просветы между облаками, — ну где же, где они, снежные вершины? Я читала, что как раз где-то в этих местах они должны уже быть видны. Но пока их было не видать.
Прибыв в Акташ, мы столкнулись с тем, что там нигде свободных мест нет. Я заранее ничего там не бронировала, посчитала — а, фигня, разберемся как-нибудь… ну, вот и поплатилась за легкомыслие. Хотя, как дальше выяснилось, все оказалось к лучшему, и мы действительно со всем разобрались.
Но все же, считаю, что лучше заранее бронировать в этих краях, т.к. баз тут немного, в отличие от чемальского направления.
В уже сгущающихся сумерках мы дернули дальше Акташа. И там, на турбазе Мёны (тоже заполненной, кстати) нам таки выделили на пару ночей третий этаж прекрасного дома, и всего за 700 рублей в сутки за двоих (к примеру, б/о «Отдых» в Акташе имеет расценку 1600 рублей за трехместный домик).
Немного о базе отдыха «Мёны». По сравнению с «Рафт-Премьером» — миниатюрная по размеру. Штук шесть домиков и большой трехэтажный дом, бельэтаж которого мы нахально и заняли. Электричества нет, оно кончается в Акташе.
Зато есть собственный генератор, который включается во второй половине дня. Все удобства на улице, и самой простейшей системы. Готовить самим: либо на костре, либо плитку привозить, либо, как мы, на горелке.
Воду набирать из ручья. Вода чистейшая, кстати, и очень вкусная. В общем, чисто по бытовому устройству — все по-спартански. Но, знаете, только пожив там, я поняла, почему в одном из отчетов автор писала, что, несмотря на все бытовые неудобства, эта база понравилась ей больше всех.
Это природа вокруг. И люди, атмосфера. Там хорошо, и баста. А с хозяевами-алтайцами мы вообще сдружились, особенно с Аржаном, который взял над нами эдакое шефство на те дни, пока мы были в тех краях. Алтайцы — до чего ж они все-таки другие. Открытые, теплые, простые… Ну, или нам так везло.
На следующий день с тра потопали на гейзерное озеро, которое находится буквально в 300 м от базы. Пригодились, наконец, резиновые сапоги, т.к. часть пути проходит по болотцу. Озеро крохотное. Цвет, конечно, необыкновенный. Со дна происходят медленные выплески, которые поднимают ил причудливыми разводами.
Потом занялась устройством нашей экскурсионной программы на ближайшие дни. У нас было 2 главных цели — ледник и перевал Кату-Ярык с водопадом Куркуре.
Насчет ледника я договорилась через Аржана, что поднимаемся туда завтра. А вот с Кату-Ярыком мы встряли. Дело в том, что экскурсия туда довольно дорогая — 12-14 тысяч. Обычно эта сумма раскидывается на всех, кто набирается в машину.
Но так получилось, что на тот момент, когда мы искали спутников, никто туда не собирался. Был, конечно, вариант ехать туда на своей машине. Изначально я так и планировала, но, поговорив с теми, кто там бывал, я отказалась от этой затеи. Машина далеко не новая, подвеска оставляет желать лучшего и, боюсь, путь на Кату-Ярык ее бы просто добил. А нам так-то еще обратно вернуться хотелось бы.
Продолжение первого дальнего путешествия на Алтая читайте здесь
Автор Анюта, Екатеринбург
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!