Путешествие на Алтай самостоятельно на Акташ, Актру и Телецкое озеро

26.05.2016 Отчеты о поездках

Поскольку на Кату-Ярык еще не подобралась компания, мы решили сгонять до Акташа и там уже поспрошать народ, а также посмотреть на Красные Ворота и затариться продуктами в супермаркете.

красные ворота

Все задуманное мы исполнили. Компании в Акташе не нашли, зато поели в кафе на Чуйском тракте, посмотрели на Красные ворота и закупились всякой снедью в супермаркете Мария-Ра.

ущелье красные ворота

Главный торговый центр Акташа.

супермаркет мария-ра акташ

И вот, при возвращении из Акташа на базу, мы, наконец, увидели то, что тщетно выискивали прошлым вечером. Снежные вершины, вот же они! И, мало того, они прямо над нашим домиком, надо было только немного отойти и поглядеть вверх.

снежные вершины над базой

Восторгу ребенка не была предела. Имея свободную половину дня, мы прихватили арбуз и отправились дальше по Чуйскому тракту в поисках места для пикника с видом на горы. Нашли прекрасное местечко на берегу Чуи — аромат трав, стрекот кузнечиков… Где и предавались поеданию арбуза (сахарным оказался, ммм) и злостному разложению пару-тройку часов.

первое путешествие на алтай Путешествие на Алтай самостоятельно

Когда возвращались на базу, все такие счастливые и довольные, я пробиваю колесо на ремонтном участке дороги. Это, видимо, чтоб жизнь совсем уж медом не казалась.

Аржан мне ставит запаску, я вдумчиво наблюдаю, как это делается, впервые колесо пробиваю как-никак. Там дырища сантиметров 6 длиной и куча камней внутрь набилась, мужики в шиномонтажке аж поразились. Махом нашли мне колесо на замену, поменяли быстро, как на пит-стопе, честь им и хвала. За все про все отдала 1000 руб.

В завершение дня — не удержалась. Вечер, луг, туман, пасущиеся кони… Эх, а почему бы и нет, ведь умела когда-то… Попросила самого смирного коняжку, залетела в седло… И ведь помню же, дааа! Ух, как я галопом по лугу, аж сама не ожидала. Это такой кайф…

путешествие на алтай на лошади по алтаю на лошади

А потом была термоядерная баня! Я в такой жаркой бане, наверное, никогда еще не была — дольше пары минут не могла в парилке выдержать. Вывалились, чистые и распаренные — а над головой сверкающее звездами небо, какого никогда не увидишь в городе…

На другой день у нас восхождение на ледник Малый Актру. Встаем по будильнику и двигаем в Курай, который находится буквально в 100 км от монгольской границы. Виды по дороге просто обалденные.

алтай дорога в курай

В Курае затариваемся в магазине перекусом и подъезжаем к другой базе, где нас уже ждет УАЗик и двое других участников экспедиции — пара из Кемерово. По ценам. Заброска (ну, и выброска, естественно) на Актру стоит 6000 руб. с машины. Т.е. нам она обошлась в 3 тысячи. Погрузились, поехали.

поездка на актру

Теперь ода УАЗу. Нет, я знала, что это мега-крутая машина. Знала. Теоретически. Но я не представляла, насколько. Это не машина, это реально танк.

Заброску на ледник сложно назвать дорогой, это сплошное и дремучее бездорожье и форсирование нескольких рек. Нас швыряло в машине, как теннисные шарики, сплошной восторг и адреналин.

А водитель, коренной алтаец, невозмутимый и добродушный, говорил: «Дак это асфальт был, вот скоро немножко потрясёт». Попутно от него узнали много всего о местной жизни, о том, что у него 50 баранов, и это считается чуть ли не бедностью, о местных религиях и контрах с казахами, о грибах и диких зверях, которые тут водятся, о повышении цен на мясо и о том, как он служил на подводной лодке… «А вот в этом месте мы однажды перевернулись с туристами», «А здесь по весне вода переливается через капот», «А это жимолость, очень полезная ягода»…

путешествие на уазике на актру поездка на уазике на актру

Пару раз останавливались размяться. Горы все ближе. На лугах пасутся дикие кони.

поездка на ктру алтай кони пасутся

Приехали. Альплагерь Актру. Здесь несколько палаточных лагерей, альпинисты приезжают сюда всерьез и надолго. Дальше только пешком. Машина с водителем остаются нас ждать, а мы топаем наверх.

Альплагерь Актру

Вон он, впереди, слева — ледник Малый Актру, наша сегодняшняя цель. Справа — ледник Большой Актру и где-то там Голубое озеро. Хотелось и туда, но дотуда идти часа 4, как нам сказали, поэтому пока ограничимся Малым.

ледник Малый Актру

От альплагеря в горку идет неплохая тропинка, хоть и крутовато, но лезем бодро, настрой боевой. Вскоре тропа выводит к водопаду. Я не знаю, как он называется.

Но это самый классный водопад, который я когда-либо видела. Фотки не передают его масштаба и мощи. И он живой такой, естественный, незахоженный. Вот прям настоящий водопад. Перейти на ту сторону оказалось не так-то просто, но кое-как по камням перебрались.

водопад на актру

После водопада тропинка еще некоторое время видна, а потом совершенно теряется среди камней и сыпух. Казалось бы, вот он, ледник, недалеко совсем, добраться — раз плюнуть. Но не тут-то было. Дорожек там нет, все камни под ногами — «живые», то и дело все начинает вместе с тобой ехать, «Осторожно, камни!» — кричишь…

А внизу — нормальный такой обрыв, если что — только ушки доедут. Мелкий лезет, молодец. Сначала тряслась за него, а потом притомилась трястись, аккуратно парень ползет, всеми четырьмя конечностями вгрызается.

поездка на ледник малый актру первое путешествие на актру

И вот он, край ледника. Из-под него, из ледяной пещеры, вырывается река, та самая, которую мы переходили еще внизу, около машины. Масштабы всего просто подавляют. Фотки не могут этого передать.

река на актру

Солнце шпарит. Здесь, на льду, очень сильный и холодный ветер, пригодились ветровки, которые взяли с собой. Горячий чай из термоса, пицца из магазинчика в Курае… Ух ты, огромная трещина в леднике.

Вода срывается вниз. Рассказываю Сашке, как это опасно — провалиться туда, не выберешься обратно… И тут видим других путешественников, которые машут нам и жестами показывают, что надо идти к ним.

Ладно, идем. Оказалось, что мы стояли на карнизе этой самой ледяной трещины, сами того не видя, на очень опасном месте, вот они нам и просигналили. Спасибо им.

ледник актру

Фотка покорителей. Мы сделали это.

на леднике алтай

Дальше не полезли. Лёд, ветер и реально страшновато. Да и время поджимало. Обратный путь был непрост, в первую очередь — для Сашки. Устал, мелочь пузатая. Да и я тоже.

Неторопливо поползли обратно по осыпям. Наконец, добрались до водопада, в котором за это время ощутимо прибавилось воды из-за активного таяния снега наверху. Перебраться стало еще сложнее. В процессе — уплыл кроссовок мелкого.

Ладно, поймали. И все, тропинка, внииииз, к УАЗику. Кемеровчане уже вернулись с час назад, женщина так и не долезла до ледника, мужчина все-таки сползал в одиночку.

спуск с горы алтай

Обгорееели… ужас!!! Ладно Сашка, у него хоть козырек у кепки был, а я вернулась с совершенно пунцовым носом и ушами, которые у меня начали на следующий же день облазить. Шея, руки… короче, все сгорело и сошло потом лохмотьями кожи.

Вернувшись вечером с ледника, мы… как бы это сказать… оказались бомжами. Наш третий этаж пришлось освободить, поскольку туда заезжали люди, которые заранее бронировали домик. Но Аржан помог нам через своих знакомых найти жильё.

Едем снова в Акташ и получаем в свое распоряжение маленький домик, с белёными стенами и русской печью. А еще с газом, светом, умывальником, холодильником и прочими благами цивилизации.

На следующий день, никуда не ездили, просто тюленили дома. Я отмывала машину, ходила в магазин и готовила еду, как почтенная скво. Жутко болели ноги после вчерашнего, поэтому я и передвигалась, как почтенная скво.

Ну и плюс ожидали, не объявятся ли желающие на Кату-Ярык. Желающие не объявлялись, и меня это ввергало в печаль, так как ну оооочень туда хотела. Вечером позвонил Аржан, узнал, что мы маемся фигней и заявил, что завтра устроит нам экскурсию по близлежащим красотам. Ура.

С утра Аржан погружает нас в машину («О, УАААЗ!!» — уважительно восклицает Сашка), и мы двигаем в окрестности села Чибит. В нескольких км от него есть место, где реку Чую зажимает в узкой каменной теснине.

Очень опасный участок для сплавщиков, высшая категория сложности. Несколько могил на берегах об этом напоминает. А сверху — просто красиво. Малый Кату-Ярык, так называют это место, по словам Аржана.

малый кату ярык

Дорога от Чибита туда недолгая, но щекочущая нервишки — прямо по краю обрыва. Особенно разворачиваться там душевно — часть машины аж над пропастью нависает.

горная дорога чибит алтай

После доехали до малоизвестных, но красивых водопадов, тоже недалеко от Чибита, — Улары и Карасу. Карасу особенно понравился. Пробираясь по тропинкам, смотрим внимательно под ноги — Аржан предупредил, что встречаются змеи.

Водопад Улары

Водопад Улары Водопад Улары алтай

Водопад Карасу

В процессе покатушек в голове все как-то утряслось, и я решила — ну, значит, не судьба в этот раз побывать на Кату-Ярыке, ничего страшного. Зато будет повод приехать сюда вновь. Душевно распрощались с Аржаном, клятвенно заверив, что приедем снова.

И стали собираться. Хотелось уже дороги и новых мест. И впереди была третья часть нашего алтайского путешествия.

Утро, все погружено, машина помыта, съестные припасы пополнены… Задаю в навигатор новый населенный пункт — Иогач. Да, третья грань нашего  Алтая — это Телецкое озеро, 500 с лишним км до него, нормалёк. Путь назад по Чуйскому, уже почти без остановок.

Погода хмурилась. Снова перевалы под дождиком… На Чике-Тамане совершила налет на местный базар, где затарилась подарками — сбором алтайских трав, магнитиками и носками из верблюжьей шерсти. Там же обнаружила, что у меня спущено колесо, то самое, которое меняли. Сколько я с таким ехала, неизвестно. Накачала, потом постоянно проверяла — вроде не спускает.

дорога на Телецкое озеро

До Усть-Семы, вновь мимо Бирюзовой Катуни, которую Сашка провожает тоскливым взором… И до Горноалтайска, где уходим с Чуйского тракта и поворачиваем на Телецкое. После Чуйского тракта дорога кажется какой-то… игрушечной. Где горы, где обрывы, где панорамы, от которых захватывает дух?

Вид с моста через Бию

Прибываем на Телецкое, уходим через мост в Иогач. Там 2 городка — Артыбаш и Иогач, их разделяет мост. По сути — это как один город. Самый кипеш, скопление светской жизни, кафе и пристаней — в Артыбаше.

Но мне почему-то изначально хотелось поселиться именно в Иогаче. Там, не проехав и 200 метров, встала у забора двора, в котором гордо возвышался катер. Да, прям во дворе. Я не могла проехать мимо, поняла, что мы должны поселиться именно здесь.

С хозяйкой Ольгой махом нашли общий язык, хотя цена не очень порадовала — 1200 за двоих в сутки. Ну да ладно, рыскать в поисках другого места уже не хотелось. И вот, мы получаем в свое распоряжение второй этаж домика, с отдельным входом.

Плитка, водопровод. Отличный душ во дворе. Сад, фонарики, беседки. Добрейший пёс Бим выклянчивает колбасу. Терраска с видом на озеро. Атмосфера южного города. Ощущение, что мы прибыли на море.

стела алтын кол алтай  телецкое озеро домик иогач путешествие на алтай иогач пес бим алтай

О Телецком и об организации там отдыха и жилья. Уже на подъезде начинаются базы. И на самом озере их куча, и частники активно сдают жилье. Собственно здесь все живут туристами.

Стоило заехать в Артыбаш, как громкоголосая тетенька с возгласом «Сдаю домики!!!» и с соответствующей табличкой едва ли не перегородила мне путь. Но мне такой агрессивный маркетинг не по нраву, поэтому проехала мимо. Но, опять же, считаю, что лучше все-таки бронировать заранее.

Моторных лодок и катеров здесь почти столько же, сколько машин. Это «хлеб» местных жителей. Стоило мне выйти на берег полюбоваться, как ко мне тут же обратились с предложением экскурсий. Прогулки по озеру предлагали все — мимопроходящие люди, хозяйка домика, продавщица в медовом ларьке…

В итоге я приехала на главную пристань и там договорилась на утро с мужиками, уточнив цену и шо за судно. Взяла самую долгую, 6-часовую экскурсию, по всему озеру, до самого его противоположного края. Стоило мне это 3000 на двоих (2200 — взрослый, а за ребенка 800 взяли). К слову, цены у всех одинаковые, определенная экскурсия — определенная цена. Удобно.

Кафе. Их там немало, все не изучала, но могу смело порекомендовать кафе «Селена» в Артыбаше, напротив причалов. Хорошее меню, приятная обстановка, адекватные цены.

Сюда приходят многие именно с детьми. Категорически не советуют кушать в кафе «У Евсеича». Я послушно обошла его стороной, поэтому не могу сказать, что там такого ужасного, но, если что, имейте в виду.

Рыбалка. Было б у нас побольше времени, хотя бы пара-тройка дней, я бы пожалела, что не взяла с собой удочку. Можно было б порыбачить с какого-нить из многочисленных причалов, как местные пацаны, эх…

причал на телецком озере

К 9 утра пригоняем к назначенному причалу, где нас уже ждал катер (на фотке — который справа).

наш катер на телецком озере

8 человек пассажиров и капитан, он же экскурсовод, приятный парень, Андрей. Всем обязательно надеть спасики — и в путь. Занимаем места, естественно, на корме, чтоб без крыши, чтоб ветер, брызги, все дела… Движок — Ямаха, катер просто летит, красота вокруг — неописуемая… Просто кайфую.

прогулка на катере телецкое озеро

Сидеть на корме, где ветер, брызги, все дела — таки прохладно, как оказалось, поэтому пригодились захваченные ветровки.

прогулка на катере по телецкому озеру

Примерно через полчаса, уже высадка на берег. Мы прибыли к самому знаменитому водопаду Телецкого озера — водопаду Корбу.

Сходим на берег, покупаем билеты и стремительно бежим с Сашкой вперед, чтобы опередить весь народ, который начинает высаживаться с приходящих катеров. Корбу красив и наряден, порадовал глаз.

путешествие на  водопад  Корбу поездка на  водопад  Корбу поездка на  водопад  Корбу алтай

Потом лопаем горячие чебуреки с травяным чаем, посадка на катер — и дальше по Телецкому. Длинный прогон, во время которого Сашка зарылся в спасик, как улитка в раковину, и мирно задремал.

И вот — южный берег Телецкого озера, самая теплая его часть. Атмосфера каких-то Багамских островов. Народу — мало, на машине сюда не проехать, только по воде. Песчаный берег… Вот оно, Сашкино счастье, — купание.

Я валяюсь, зарываясь в горячий песок, нагреваюсь — и в водууу… Брызги, солнце… Отчаянно не хотелось уезжать, Сашка расстроился чуть не до слёз. Но уже придумали план следующего нашего визита сюда.

телецкое озеро южный берег телецкое озеро южный берег алтай

Следующая остановка — у водопада «40 грехов». Полагалось искупаться в нем, и, мол, 40 грехов с себя смоешь. Мне было жаль расставаться с таким количеством грехов, поэтому просто умылась, смыла пару-тройку, и хватит. Сашка даже вылезать на сушу не стал, фыркнув в ответ на предложение искупнуться.

поездка на водопад 40 грехов прогулка по алтаю на катере

Дальше — водопад Чоодор. Красиииив…

водопад Чоодор

И на берегу около него здорово. Местный кинотеатр (что там сегодня показывают? опять про море?

кинотеатр на телецком озере

Могила шамана, в которую каждому приезжающему полагается добавить камень. Сашка решил не мелочиться с камушком.

Могила шамана Могила шамана на берегу

И блинчики, блинчики… На Телецком мы почти непрерывно пускали блинчики.

отдых на телецком озере

Ну, и назад, в Артыбаш-Иогач.

первое путешествие на алтай

На этом наше пребывание на Алтае подошло к концу. Немножко грустно… да что там, даже не немножко. Но мы вернемся, обещаю. Кату-Ярык в будущем, и южный берег Телецкого, и долина реки Чулышман, и Голубое озеро в горах, и Большой Актру, и Белуха, да. Мы вернемся.

А  утром подъем по будильнику, быстрый завтрак, все закинуто в багажник — и вперед, в обратный путь. Все равно по дому соскучились.

Потеряв время в Новосибе и простояв еще на дорожных ремонтах, вечером излишне поторопилась, в результате — имела душевное общение с гаишниками, которое мне стоило 500 руб.

На ночлег встали в придорожной гостинице «Хуторок», в районе перекрестка на Каргат. Симпатичные интерьеры, прекрасное кафе с восточной кухней, огромные порции правильного плова, демократичные цены (за жилье — 800 руб. за 2-местный номер + 100 руб. за стоянку). Из минусов — душно в номерах.

придорожная гостиница хуторок

На следующий день пустая трасса до Омска, полет и легкость… К обеду было пройдено 650 км. Решила в этот день проехать по максимуму. Проскакиваем поворот на озеро Ик, которое, как всегда, к встрече с нами принарядилось прекрасной погодой. Но сейчас проезжаем мимо — еще увидимся, обязательно. И дальше. Вот и начались ремонты…

Ползем со скоростью черепахи и это выматывает. Еще, чуть-чуть… всё, проехали ремонтные участки, баста, привал. В районе Омутинского, что под Тюменью, оседаем в мотеле. Блин, даже не помню его название. Но там было хорошо, хоть и дороговато — 1200 за номер.

Ну что, дом, можно сказать, уже на горизонте. Сашка отсчитывает оставшиеся километры. В районе Тугулыма — просто сказочная трасса. Нельзя такие трассы делать, там невозможно 110 ехать. Еще минус 500 руб. в пользу знатоков ГИБДД.

И вот, время после-обеда, мы в Екатеринбурге. Сашка ликует. Приоткрываю окно… И чуть погодя тревожно спрашиваю у сына: «Саш, у нас чего так бензином в машине пахнет, чуешь? Неужели с машиной беда какая…» А он мне: «Мам, дак это с улицы». Никогда так остро не чувствовала вкус того воздуха, к которому мы тут привыкли.

Итого пройдено 5425 км. Средний расход — 6,6 л на сотню. Всего на поездку потрачено 46000 рублей, из них на бензин — 12500, на проживание — 11700. В принципе, можно было бы и дешевле, если жить иногда в палатке, а это вполне реально — и вдоль Катуни, и вдоль Чуи, и на Телецком дополна прекрасных мест.

Ребенок перенес долгую дорогу легко и спокойно, я немного беспокоилась на этот счет. Ура, теперь мы во все дальняки с ним смело гонять будем. Многовато взяли с собой одежи, половина не пригодилась. Пухло-набитая аптечка, к счастью, тоже.

Теперь о нематериальном. Это был самое лучшее путешествие из всех, какие у меня когда-либо были. Сказочный край и нереальный заряд позитива.

Начало путешествия на Алтай можно посмотреть в этом месте.

Спасибо всем, кто дочитал до конца.

Автор Анюта, Екатеринбург

Логотип сайта Мои дороги
Комментариев к статье: 1
  1. Константин

«Народу — мало, на машине сюда не проехать, только по воде» — через Кату-ярык легко. Когда-то на девятке ездил. От Акташа — рукой подать)