Почему начал троить двигатель и как зависит причина от условия возникновения неисправности

28.08.2020 Советы автомобилисту

Если двигатель подтраивает на холостых оборотах либо есть нарушения его работы под нагрузкой, следует разобраться с проблемой как можно скорее. Троение со временем может вылиться в более сложные неисправности и привести к выходу из строя дорогостоящих узлов и агрегатов. Кроме того, с такой проблемой небезопасно передвигаться, так как существенно ухудшается тяга из-за потери мощности.

Признаки троения двигателя

Почему начал троить двигатель и как зависит причина от условия возникновения неисправности

Определить проблему по силам даже неопытным водителям, так как она проявляется явно и чаще всего не нужно даже открывать капот, чтобы провести самостоятельную диагностику. По сути это сбой в работе одного или нескольких цилиндров, из-за чего топливная смесь в нем сгорает частично, с задержкой или вообще не воспламеняется. Основные признаки троения двигателя таковы:

  1. На холостом ходу обороты не держатся на одном уровне, а плавают. Это может быть как небольшой диапазон в несколько сотен оборотов, так и значительные перепады, когда не услышать неправильную работу двигателя невозможно.
  2. При запуске и на холостых оборотах наблюдается вибрация. Она может быть и едва заметной, и сильной, передаваться на руль, ручку КПП. Неисправность может иметь как постоянный, так и периодический характер. Также в этом случае будет дергаться двигатель, можно открыть капот и проблема будет видна сразу.
  3. Потеря мощности при езде. Первый вариант – тяга существенно ухудшается и машина теряет в динамике, медленнее разгоняется, приемистость снижается на порядок. Второй – провалы, когда при нажатии на педаль газа машина почти не реагирует, а потом начинается резкое ускорение. В некоторых случаях могут наблюдаться рывки из-за того, что один из цилиндров то работает, то нет.
  4. На панели приборов загорается «чек» и слышны изменения в работе мотора. Это касается моделей, где есть данный индикатор. Он располагается по-разному: например, в ВАЗ 2112 внизу посередине, в других моделях и на иномарках может быть где угодно, но выглядит всегда одинаково – силуэт двигателя (под ним может быть надпись «check»).
  5. Звук работы меняется, что лучше всего слышно около выхлопной трубы. Нужно завести машину и выйти к задней части: если мотор троит, работа будет неритмичной, периодически можно услышать сбои или изменение скорости работы.
Важно! 

Если изменения в работе очень сильные и двигатель едва ли не глохнет, скорее всего, не работает два цилиндра.

Троение – показатель нарушений в работе, но причин может быть несколько. Проблема не решается каким-то одним способом, вначале придется выяснить, из-за чего она возникла, – без этого устранить неисправность не получится. Если следовать простой инструкции, можно разобраться и самостоятельно, хотя в современных моделях с большим количеством электроники лучше сразу ехать на диагностику.

Возможные причины

Почему начал троить двигатель и как зависит причина от условия возникновения неисправности

Потенциальных неисправностей довольно много, но чаще всего проблемы вызваны одними и теми же неполадками. С некоторыми легко справиться своими руками, другие потребуют привлечения специалистов. Многое зависит от типа двигателя и его конструктивных особенностей. Нередко сбои появляются в определенный момент работы двигателя, что упрощает диагностику.

Неполадки системы зажигания

Это одна из самых частых причин, поэтому начинать следует именно с нее. Любой сбой в данной системе нарушает нормальное функционирование двигателя. Некоторые неисправности не составит труда устранить, но есть ситуации, когда лучше не пытаться делать ремонт самостоятельно, чтобы не навредить еще больше.

Типичные проблемы:

  1. Сбои в настройках зажигания — частая причина троения двигателя. Определить можно по пропускам тактов в одном из цилиндров, характерным хлопкам в коллекторе — они говорят о том, что топливо воспламеняется не тогда, когда нужно. Также может быть выставлено слишком раннее зажигание, в этом случае неравномерная работа наблюдается только на малых оборотах, а при нажатии на педаль газа двигатель начинает работать нормально. Лучше всего выставить правильный момент зажигания у специалистов, так как для этого нужно специальное оборудование и определенные знания.
  2. Свечи зажигания – причина перебоев почти в половине случаев, поэтому их следует осмотреть обязательно. Для этого необходимо отключить клемму аккумулятора и снять высоковольтные провода. Важно не перепутать их, поэтому можно приклеить кусочки скотча и написать номер цилиндра. В некоторых моделях, например ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115, доступ к свечам хороший, в других нужен специальный ключ. После выкручивания нужно осмотреть рабочую часть: она должна быть светлой, без масла и нагара. Если проблема есть, она решается заменой всего комплекта свечей, по одной их менять не стоит.
  3. Высоковольтные провода также стоит проверить: если они пробиты, мотор нормально работать не будет. Ночью можно открыть капот при работающем двигателе: если есть хотя бы небольшие искры, виноваты именно бронепровода. Для замены нужно приобретать комплект, подходящий под модель автомобиля. Особое внимание уделить контактам: нужно надевать их как можно плотнее, но при этом не прикладывать больших усилий, чтобы не повредить соединения.
    Высоковольтные провода
  4. При наличии распределителя зажигания (трамблера) могут быть проблемы с ним. Вариантов много – от пробитой крышки до подгоревших контактов или смещения узла из-за ослабшего крепления. Плохо работающая катушка зажигания также провоцирует троение. В новых моделях на каждый цилиндр может быть предусмотрена отдельная катушка, что усложняет диагностику. В этом случае проблемы часто возникают только на прогретом двигателе.
Важно! 

Выявить пробитые высоковольтные провода можно и по наблюдениям, что машина начинает троить только в сырую погоду или после мойки.

Начинать лучше всего именно со свечей и проводов, так как это очень частая причина проблемы, а устранение занимает немного времени и обходится недорого. Настройка зажигания, диагностика трамблера и катушек тоже стоит дешево.

Поломка механической части двигателя

Более сложный вариант, если движок троит из-за проблем с его узлами. Устранение неполадок потребует серьезных затрат, ремонт лучше поручать специалистам. Чаще всего возникают такие проблемы:

  1. Прогар клапана. Заменить его сложно, так как для этого нужно снимать головку блока. Также вероятна неправильная регулировка клапанов, из-за чего они неплотно прилегают в посадочных местах.
  2. Еще один вариант – износ толкателей клапанов либо неисправные гидрокомпенсаторы (в этом случае слышно характерное цокание, особенно хорошо различимое на малых оборотах).
  3. Нарушение настройки ГРМ также приводит к троению мотора. Например, если ремень перескочил на зуб или изначально его выставили неправильно.

Все эти неполадки лучше проверять в мастерской. Настройки клапанов и ГРМ требуют определенной квалификации, но, если найти подробное видео для своей модели авто, можно отремонтировать и самостоятельно.

Давление бензонасоса

Почему начал троить двигатель и как зависит причина от условия возникновения неисправности

Еще один вариант, который может провоцировать проблему. В этом случае двигатель не троит на холостых оборотах, когда потребление топлива небольшое. Но под нагрузкой начинаются перебои в работе, так как насос не может обеспечить необходимый объем горючего.

В этом случае машина не тянет, если резко нажать на газ, часто заметны провалы в работе, что особенно небезопасно при маневрах на дороге. Решить проблему можно только заменой топливного насоса, чаще всего он расположен в баке и извлекается из салона.

К сведению! 

Если старый ВАЗ троит на высоких оборотах, причина может оказаться в поврежденной мембране механического насоса или износе некоторых его узлов.

Негерметичность впускного тракта

Если в любом месте этой системы есть подсос воздуха, двигатель нормально работать не будет. Поэтому стоит проверить все узлы, чтобы выявить проблему. Чаще всего она заключается в следующем:

  1. Прогар или износ прокладок в местах соединения отдельных элементов, чаще всего это крепление к головке блока цилиндров.
  2. Плохое соединение деталей. В этом случае нужно затянуть болты или хомуты.
  3. Трещины в резиновой гофре или шлангах – характерная проблема для авто с большим пробегом. Поможет визуальный осмотр с частичной разборкой. Иногда достаточно просто заменить растянутые хомуты.

Также могут иметь место и другие причины, обусловленные конструктивными особенностями мотора. Прокладки и резиновые элементы не составит труда заменить самостоятельно. Часто проблема возникает из-за того, что какой-то шланг просто слетел или его нечаянно стянули при обслуживании авто.

Неправильная работа форсунок

Почему начал троить двигатель и как зависит причина от условия возникновения неисправности

С помощью этих элементов топливо подается в цилиндр в большинстве современных бензиновых и дизельных двигателей. За счет правильного распыления топливо хорошо воспламеняется и полностью сгорает. Если ВАЗ или другая модель троит на холостых и слегка подергивается при трогании на малых оборотах, нужно проверить форсунки.

Причины могут быть следующими:

  1. Неисправность одного из элементов, когда он не распыляет, а льет топливо, из-за чего оно сгорает не полностью. По мере нагревания мотора проблема может исчезать. Выявить можно путем диагностики на специальном стенде.
  2. Нарушение подачи питания на форсунки. Еще один вариант, при котором нормальная работа невозможна. Проверять следует измерительными приборами.
  3. Если одна из форсунок протекает, возможно падение давления в системе. Это обнаруживается при запуске двигателя, если приходится несколько раз вращать стартер.
  4. Может оказаться, что распылители форсунок засорены, из-за чего они не подают нужное количество топлива и мотор начинает троить под нагрузкой. В этом случае поможет прочистка либо замена неисправного узла.
К сведению! 

Форсунки могут неправильно подавать топливо из-за сбоев в работе блока управления впрыском или другого управляющего элемента.

Все работы при подобных неисправностях лучше поручать специалистам, так как диагностику проблем лучше делать на специальном оборудовании. Обычно стоимость невелика, а ремонт занимает несколько часов.

Компрессия в цилиндрах

Когда износ двигателя достаточно большой, машина может троить и из-за поршневой группы. Эту неисправность можно выявить самостоятельно: достаточно приобрести прибор для измерения компрессии, который стоит недорого.

Замеры проводятся на заглушенном двигателе с выкрученными свечами. Коленвал проворачивается стартером, измеряются значения в каждом цилиндре по отдельности. Нормальные показатели можно найти в руководстве по эксплуатации модели. Чаще всего есть отклонения в одном из цилиндров, но, если пробег авто большой, компрессия будет занижена везде.

В цилиндр с отклонением от нормы добавляется немного машинного масла из шприца. Если после этого показатели нормализовались, скорее всего, изношены кольца или поврежден цилиндр. Определить проблему можно только после снятия ГБЦ.

Другие причины на отдельных моделях

В конструкции современных моделей авто много электроники, из-за чего бывают нетипичные неполадки. Встречаются и неудачные конструктивные решения, из-за которых проявляется проблема.

Самые распространенные случаи:

  1. Выход из строя или неправильная работа датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Он установлен на всех современных моторах и со временем может давать неправильные данные в электронный блок управления двигателем, из-за чего и наблюдается неравномерная работа.
  2. Датчик холостого хода, если он есть, также может выйти из строя. В этом случае троение наблюдается только на холостых оборотах.
  3. Если электроники много, определить, из-за какого датчика может троить мотор, можно только с помощью диагностической программы. Она покажет все элементы, которые работают неправильно.
  4. Засоренный воздушный фильтр не обеспечивает необходимого притока воздуха, из-за чего топливная смесь бедная и ДВС работает с перебоями. Лучше менять вместе с масляным фильтром.
  5. Плохой контакт провода массы с кузовом также часто вызывает неравномерную работу двигателя, особенно это заметно на плохой дороге. Чтобы устранить неисправность, нужно подтянуть соединения или зачистить место контакта, если оно сильно повреждено коррозией или клемма окислилась.

Могут быть и другие проблемы, так как на работу мотора влияет множество элементов. Например, лямбда-зонд в отдельных моделях провоцирует троение двигателя из-за сбоев в электронике. Если самостоятельные поиски не увенчались успехом, разумнее доверить работу профессионалам.

Выводы

Не стоит эксплуатировать машину, на которой мотор троит даже изредка, лучше разобраться с неисправностью и исключить возникновение более серьезных неполадок. Начать следует с самых распространенных проблем и методом исключения проверять все системы. Не стоит забывать о ресурсе свечей зажигания и высоковольтных проводов: их нужно менять в установленные производителем сроки.

Также следует обращать внимание на расход топлива – при неправильной работе даже одного из цилиндров он неизбежно увеличивается. Нередко проблема заключается в нарушении герметичности системы подачи воздуха: резиновые гофры и шланги со временем трескаются и требуют замены.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются