Если автомобиль теряет динамику, а его двигатель с трудом заводится, вероятно, сломался регулятор давления топлива (далее РДТ). Это совсем небольшой узел, представляющий собой клапан с мембраной, существенно влияет на работу автодвигателя. Систематически проводя осмотр машины, можно своевременно диагностировать проблему и избежать неожиданностей в пути.
Как устроен РДТ и где он находится
Различают два варианта РДТ – механического и электрического типа. Первые устроены как клапаны сброса (вакуумного типа), пропускающие назад лишнее топливо при высоком давлении. Второй вариант – это датчик давления, передающий блоку управления информацию.
Сегодня в авто регулятор давления расположен в одной из двух локаций:
- Топливная рампа. Узел подключают к впускной и выпускной магистрали. По первой подается бензин/дизель из бака, по второй сливается лишнее топливо – таким путем получают в топливной рампе низкое давление.
- В баке на насосном модуле. Топливо, имея установленную компрессию, попадает в мотор, без применения дополнительного шланга. Бензин/дизтопливо, при таком расположении, сбрасываемое в бак, не нагревается.
Регулятор состоит из:
- Корпуса. Он сделан из металла. Прочен и герметичен. Это предотвращает утечку горючего и падение давления.
- Мембраны. При высоком давлении приоткрывает магистраль для слива топлива.
- Обратного клапана. Стоит на входе устройства.
- Пружины. Она давит на диафрагму клапана.
- Штуцеры. Крепят магистрали впуска-выпуска топлива.
- Уплотнительные элементы. Отвечают за герметичность.
Механический регулятор работает за счет разницы давлений. В ряде систем вместо РДТ используют электромагнитный клапан, управляемый ЭБУ мотора.
Механический РДТ – это, клапан, на который с разных сторон оказывает давление топливо и пружина. Если обороты низкие, клапан, открывшись, позволяет топливу слиться в бак. Затем включается насос, перекачивающий горючее через фильтр.
Функции
РДТ – элемент топливной системы (далее ТС), отвечающий за уровень давления горючего, определяемое режимом работы автомобильного двигателя. РДТ используют в моторах инжекторного типа, для которых важна точность параметров при впрыске топлива.
Цель узла – поддерживать давление горючего путем регулирования подачи топлива в цилиндры, благодаря которому обеспечивается оптимальная работа форсунок.
При неисправном РДТ возрастает время разгона и даже снижается мощность мотора. Если объем воздуха из коллектора, остается стабильным, а количество топлива растет, то топливо-воздушная смесь либо не воспламеняется, либо сгорает не на 100%.
Причины неисправностей
Существует не так уж много причин, по которым регулятор подачи топлива выходит из строя. Элемент нельзя назвать сверхнадежным, работает он, как говорится на износ, и очень зависим от качества топлива.
Причины поломок:
- Брак. Нечастая причина, но иногда попадаются бракованные изделия от отечественных автопроизводителей. Рекомендуется проверка запчасти перед покупкой.
- Износ. Обычно наблюдается после 100-200 тыс. км пробега. В регуляторе мембрана становится менее эластичной, клапан регулировки давления подклинивает, слабее пружина.
- Плохое топливо. Топливо для бензинового и дизельного автомобильного двигателя часто содержит слишком много влаги, мусор, посторонние токсины. Вода в топливе – причина ржавления металлических частей регулятора. Увеличиваясь со временем, они препятствуют его нормальному функционированию, приводят к ослабеванию пружины.
- Забился топливный фильтр. Мусорные фракции в топливе засоряют систему, в том числе и РДТ, засоряется. Это приводит к износу пружины и подклиниванию клапана.
РДТ обычно не ремонтируют, а заменяют новым. Но, если причина поломки – засорение, его можно прочистить.
Варианты поломок
Регулятор – несложное с технической точки зрения устройство, поэтому поломок, которые могут с ним случиться немного. Почти во всех случаях рекомендуется заменить РДТ.
Что может сломаться:
- Пружина. Это главная поломка в РДТ. Из-за ослабления пружины развивается «голодание» мотора, не хватает топлива на повышенных оборотах, при нажатии сцепления и во время переходных режимов.
- Загрязнение. При засорении теряется способность пропускать горючее. Двигатель останавливается на любых режимах работы. Если РДТ сильно загрязнен, давление в ТС резко подскакивает, и через уплотнительные материал вытекает топливо. Проблему решают путем закачки большого количества топлива бензонасосом.
- Заклинило. РДТ в рампе может периодически заклинивать. Автомобиль подергивается.
Симптомы поломок
Зная признаки неисправности регулятора ДТ, можно сразу определить уровень проблемы – полностью узел, механический или электронный, вышел из строя или частично. Но все нижеперечисленные «симптомы» не дифференцируют поломку регулятора от других неисправностей – они могут указывать также на поломку топливного насоса или на засор фильтра.
Признаки поломки РДТ одинаковы для бензиновых и дизельных моторов одинаковы:
- Двигатель не запускается. Стартер долго крутится при нажатой педали сцепления.
- Мотор заглох на холостом ходу. Чтобы поддерживать его работу приходится все время давить на педаль газа. Второй вариант – нестабильность оборотов, ведущие к остановке двигателя.
- Теряется мощность. Автомобиль не может заехать на гору, не справляется с грузом. Попросту говоря «не тянет».
- Топливо расходуется больше нормы. Потери зависят от нюансов неисправности.
- Из шлангов подтекает топливо. Причем замена шлангов или хомутов, а также прочих близко расположенных элементов, не помогает.
Если появился хоть один симптом, нужна диагностика.
В новых авто регулятором служит датчик давления топлива в рампе. Если он выйдет из строя, в памяти ЭБУ возникает ошибка, и загорается светодиод, сигнализирующий о поломке мотора.
Ошибки, касающиеся РДТ идут под №№ p2293 и p0089 – «механическая неисправность» и «регулятор неисправен» соответственно.
Диагностика
Есть ряд методов диагностики состояния. Все они несложные, с ними может справиться даже начинающий автолюбитель.
Методы проверки:
- Визуально. Это вариант для карбюраторных моторов. Пережмите клапан или отсоедините его. От того, насколько интенсивен поток топлива, можно судить о неисправности. Способ прост, но неточен.
- Манометром. Установите прибор между штуцером и шлангом, временно отсоединив вакуумный шланг. На манометре показатель должен подняться до 0,7 Бар.
- Пережатием шланга. Проверьте РДТ пережатием обратной магистрали. Манометр должен сразу прореагировать. Если двигатель не набирает обороты, регулятор неисправен. Запустите мотор, пережав обратную магистраль. Следите за оборотами и прислушайтесь к его работе. Если его работа равномерная, неисправен клапан регулировки – его надо заменить.
Порядок проверки работоспособности РДТ зависит от его вида – механические и электрические узлы проверяют по-разному.
Как проверить механический регулятор:
- найдите под капотом шланг возвратной подачи топлива;
- запустите мотор – пусть поработает минуту, чтобы немного нагрелся;
- плоскогубцами – очень аккуратно, пережмите шланг обратного хода;
- если после пережатия двигатель стал хорошо работать, значит, проблема в поломке РДТ.
Шланги пережимать на долгое время запрещается – это создает дополнительную нагрузку на насос, что приводит в будущем к его поломке.
В инжекторных моторах топливные шланги сделаны из металла, а не из резины – для повышения надежности. Электрические датчики в таких системах сделаны на базе тензорезисторов. Для определения неисправности РДТ на инжекторе, проверяют напряжение на выходе датчика.
В дизелях РДТ проверяют, измеряя сопротивление катушки индуктивности датчика. Обычно нормальное значение составляет около 8 Ом. Если сопротивление заметно превышает, или наоборот гораздо ниже заявленного, регулятор поломался. Подробную диагностику проводят только в сервисе – на специальных стендах, где проверяют датчики и всю систему топливного обеспечения.
Как поменять РДТ
РДТ обычно меняют новый, но можно попытаться его отремонтировать. Купить нужный узел можно в любом автомагазине или на одной из интернет-площадок, торгующих запчастями.
Порядок действий:
- Найдите под капотом пробку штуцера, контролирующую давление. Открутив ее, выкрутите золотник.
- Подсоедините шланг и манометр. Используйте хомут. Максимальное давление – 3,2 Бар.
- Открепите шланг от РДТ. При этой процедуре возрастает от 20 до 70 кПа. В противном случае, ремонт оказывается лишним, нужно ставить другой узел.
Если РДТ не ремонтопригоден, поставьте вместо него новую деталь:
- Открепите вакуумную магистраль. Давление возрастет. Сначала понизьте его, а затем извлеките шланг. Выкрутите гайку на трубке слива, через которую бензин или дизтопливо поступает к регулятору через фильтр.
- Открутите крепления узла к рампе. Демонтируйте узел с магистрали, через которую сбрасывается горючее. Извлеките кольцо, оставшееся в рампе, чтобы насадить его на РДТ перед монтированием.
- Поставьте новый РДТ и выполните выше описанные действия в зеркальной последовательности. Проверьте, исправен ли новый узел, и завершите сборку. После установки проконтролируйте качество работы нового устройства.
РДТ – миниатюрная, но крайне важная деталь автомобиля. Регулярно проверяя ее готовность к работе, и вовремя меняя, удается предотвратить многие проблемы, с которыми часто сталкиваются автовладельцы.
Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!