Способы проверки уровня масла в механической и автоматической коробке передач

10.10.2020 Советы автомобилисту

Коробка передач подвергается высоким нагрузкам при эксплуатации автомобиля, поэтому надо постоянно проверять уровень масла в ней. Если смазки мало, усиливается износ деталей, передачи начинают переключаться плохо. А если вовремя не заметить возникшие проблемы, то КПП скорее всего сломается без возможности восстановления.

Оптимальный объём масла для коробки

Способы проверки уровня масла в механической и автоматической коробке передач

У неопытных автомобилистов чаще всего возникает вопрос, сколько должно быть масла в коробке передач. Тут нет универсального ответа, так как есть огромное количество моделей машин с разными коробками. Стоит запомнить следующее:

  1. В первую очередь нужно уточнить модель и тип КПП, установленной на автомобиле. Дело в том, что даже на одной и той же машине с одинаковым двигателем могут использоваться разные модификации. Информацию можно выяснить или в документах, или через ВИН-код (специальные программы выдают все характеристики). Если точных данных нет, лучше всего найти бирку на коробке. Этот вариант подойдет для старых авто, в которых может стоять не заводская коробка.
  2. Зная модель агрегата, выяснить объем смазки в трансмиссии не составит труда. Эта информация важна, когда состав меняется. Проверить уровень несложно при наличии щупа. Если же его нет, нужно доливать состав, пока он не потечет из сливного отверстия.

Не стоит нарушать рекомендованные производителем показатели. Избыток масла так же опасен для КПП как и его недостаток, поэтому переливать состав выше допустимой отметки не надо. Лишняя смазка пенится, попадает на те части, которые не должны смазываться. Также от избыточного давления могут выдавиться уплотнители и сальники.

Совет!

Следует время от времени осматривать коробку передач снизу, чтобы своевременно обнаружить протечки и заменить уплотнители.

Как проверить уровень в МКПП?

Механические трансмиссии – самые распространенные на сегодняшний день, так как используются на автомобилях дольше всего. Они служат очень долго, но только при условии, что внутри находится достаточное количество смазки. Если ее не хватает, ресурс узла сокращается в разы, поэтому следует хотя бы иногда проверять уровень.

Диагностика уровня с щупом

Способы проверки уровня масла в механической и автоматической коробке передач

Чтобы проверить уровень масла в механической коробке передач щупом, нужно потратить буквально одну минуту. Но чтобы сделать все правильно и получить верный результат, необходимо учитывать целый ряд рекомендаций:

  1. Масло в трансмиссии должно быть холодным, так как при нагревании оно расширяется и результат измерений получится неверным. Лучше всего проводить работу утром или после того, как автомобиль постоял час или более. В крайнем случае можно провести проверку и после поездки, но машину нужно оставить как минимум на 20 минут.
  2. Авто должно стоять на ровной площадке, чтобы не было значительного перекоса в какую-либо сторону.
  3. Найти место расположения щупа. Обычно его ставят с правой стороны, если стоять лицом к машине, для удобства рукоятка делается из яркого пластика. Иногда нужно протереть элементы ветошью, так как под слоем пыли щупа не видно. Также можно найти справочную информацию в интернете или посмотреть видеоролик, в котором процесс показан наглядно.
  4. Щуп необходимо извлечь из корпуса. Если он не поддается, вращать его туда-сюда и тянуть на себя. Рабочую часть протереть чистой тряпкой, потом вставить на место и снова достать.
  5. На измерительной планке обычно есть две метки, показывающие максимальный и минимальный уровень. Состава должно быть немного больше среднего уровня, допускается и максимальный предел. Если масло на нижнем уровне или даже меньше, долейте его. После долива обязательно проверьте уровень еще раз.

Обращайте внимание и на состояние масла. Если оно очень темное или в структуре видны твердые частички либо металлические крупинки, нужно произвести замену. В старых моделях это можно сделать самостоятельно, слив отработку и открутив пробку снизу. В новых нужно выкачивать состав через заливное отверстие, поэтому лучше поручить работу специалистам в центре замены масла.

К сведению!

Проверять уровень стоит даже в коробках, в которых используется трансмиссионное масло, которое не нужно менять.

Контроль уровня без щупа

Способы проверки уровня масла в механической и автоматической коробке передач

Определить уровень масла в коробке без щупа немного сложнее, но и в этом случае разобраться можно своими силами. Для этого не понадобится специальное оборудование или инструмент. Проводите работу на яме или эстакаде, так как добраться до нижней части машины просто так не получится. Помните несколько рекомендаций:

  1. Найдите заливное отверстие. Чаще всего оно находится в передней части корпуса КПП, но может быть и в других местах. Все зависит от модели. В некоторых вариантах коробок есть контрольное отверстие, в этом случае нужно отвернуть пробку там.
  2. После откручивания резьбовой заглушки проверьте уровень. В норме он должен доходить до нижнего края отверстия. Проверить можно рукой в перчатке, палочкой или проволокой. Иногда можно подсветить полость фонариком и посмотреть, есть ли масло на необходимом уровне.
  3. Если смазки не хватает, нужно долить состав той же марки, что и залит в коробку. Узнать его можно по документации на автомобиль или в справочной литературе. Оцените масло в КПП: если оно черное, лучше заменить на свежее.

Нередко на заливной резьбовой пробке в коробку передач есть медное или латунное колечко. Нужно не потерять его. Если же кольцо деформировано, лучше поискать новое, чтобы исключить протечки.

Как проверить уровень масла в АКПП

Автоматические трансмиссии удобны в эксплуатации, но очень требовательны к обслуживанию. Во-первых, необходимо менять масло в коробке в рекомендованные производителем промежутки. Во-вторых, нужно проверять уровень не реже раза в месяц, так как при нехватке масла современные автоматы очень быстро изнашиваются и выходят из строя.

Порядок измерения уровня с щупом

Способы проверки уровня масла в механической и автоматической коробке передач

Щуп для проверки уровня смазки в автоматической коробке есть на всех современных автомобилях, что существенно упрощает работу и позволяет самостоятельно контролировать уровень. Машина должна стоять на ровной поверхности, чтобы погрешность измерений была минимальной. Что касается самого процесса, то нужно соблюдать несколько рекомендаций:

  1. В первую очередь определить расположение щупа. Чаще всего он стоит с левой стороны ближе к перегородке моторного отсека. Различить можно по яркой рукоятке, нередко она располагается рядом со щупом для проверки уровня масла в двигателе. В некоторых новых моделях для удобства щуп выведен вверх, поэтому лучше всего предварительно почитать справочную информацию.
  2. Извлечь щуп, на нем должно быть две метки «НОТ» и «COLD». Первая предназначена для проведения замеров на горячем двигателе и разогретом масле в коробке. Вторая – для холодной машины. Лучше проводить обе проверки, чтобы убедиться, что все показатели в норме.
  3. Что касается измерения на холодную, то их также следует проводить после прогрева машины. Лучше всего запустить двигатель и дать поработать ему на месте порядка 10 минут. За это время можно несколько раз включить и выключить все режимы, чтобы масло разогрелось до 30-40 градусов. Именно такая температура должна быть при проверке. Мотор следует заглушить, а коробку перевести в парковочное положение. Уровень не должен сильно отличаться от метки.
  4. Проверка на горячую должна проводиться после поездки, когда температура масла в коробке порядка 80 градусов. В этом случае двигатель глушить не нужно. Включается парковочный режим, открывается капот и проводится измерение. Щуп нужно извлечь, протереть и вставить еще раз, чтобы точно определить уровень, он должен быть около метки «НОТ».
К сведению!

Показатели при холодных измерениях могут немного отличаться при разных температурах воздуха, поэтому и нужно немного прогревать авто.

Проделывать эту процедуру рекомендуется не реже раза в месяц. Кроме того, можно контролировать протечки, с утра съезжая с места стоянки и осматривая асфальт под машиной. По масляным пятнам можно выявить протечку вовремя и избежать больших проблем.

Замеряем уровень без щупа

Многие автолюбители не знают, как правильно проверить уровень масла в автоматической КПП, если там нет щупа. Процесс сложнее, чем в первом случае, но все равно его можно без проблем провести своими силами, даже если опыт в ремонте и обслуживании авто минимален. Соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Машина должна быть прогретой. Поэтому можно провести работу сразу после поездки или запустить двигатель и подождать, пока он не нагреется до рабочей температуры. Для проверки необходима яма, эстакада или автоматический подъемник. Нужно обеспечить хороший доступ к корпусу коробки, а также подготовить хотя бы небольшой набор инструментов.
  2. Найдите заливную и сливную пробки на корпусе коробки. В моделях без щупа есть специальная система, которая исключает избыток масла и отводит его в поддон, поэтому уровень не бывает повышенным. Можно заранее поискать информацию, чтобы не отвлекаться на поиск при проверке.
  3. Поставьте коробку в положение парковки, после чего отверните сливную пробку. При этом двигатель должен работать, глушить его не нужно. При откручивании может брызнуть небольшое количество масла, это нормально. Если же ничего не протекло, значит, объем жидкости в корпусе заметно ниже нормы и нужно произвести долив.
  4. Чтобы долить масло, отверните заливное отверстие, сливное также должно быть открыто. Заливать нужно до тех пор, пока из сливного не потекут излишки. Подождите 1-3 минуты, чтобы все лишнее ушло, после чего можно заворачивать пробки и эксплуатировать машину как обычно.

По возможности оцените состояние масла, если оно не лучшее, то произвести замену. Делать это стоит в специализированных сервисах, чтобы остатки старого состава полностью откачали из поддона. Лучше всего засекать пробег и менять смазку на 5-10 тысяч км раньше, чем указано.

Советы по проверке масла

Опытные автолюбители могут дать много полезных советов для тех, кто не знает всех нюансов проверки масла в коробке передач. Все изложенные в этом разделе рекомендации взяты из личного опыта водителей и сотрудников автомобильных сервисов:

  1. Измерение уровня масла в автоматах лучше проводить именно на горячем двигателе, так как состав находится в рабочем состоянии и можно точно оценить его объем.
  2. Если на щупе есть пузырьки воздуха, то скорее всего масла не хватает.
  3. В идеале проводить проверку дважды в месяц, чтобы контролировать уровень и обнаружить утечку вовремя.
  4. При покупке подержанной машины стоит сразу заменить масло не только в двигателе, но и в коробке. Исключения составляют случаи, когда замена проводилась недавно и есть все необходимые документы. Верить продавцу на слово не стоит.
  5. Для долива использовать именно тот состав, который заявлен производителем.

Проверить уровень масла самостоятельно несложно, даже если коробка передач не оборудована щупом. Главное – разобраться с особенностями конструкции и соблюдать рекомендации из соответствующего раздела. Следует онтролировать не только объем смазки, но и ее состояние, чтобы при необходимости заменить ее на свежую.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются