Зачем дальнобойщику радиосвязь в дороге

18.01.2023 Советы автомобилисту

Многие российские трассы и даже дороги ближнего зарубежья на значительных участках не попадают в зону покрытия мобильной связи. Чтобы поддерживать контакт в сложных условиях дальнобойщики используют радиосвязь и общаются через рации, внешне напоминающие приборы из старых детективных кинофильмов. Используют рации рыбаки и охотники, спасатели МЧС, поисковые отряды «Лиза Алерт», курьеры и таксисты. Рации – полезный и функциональный прибор, он может потребоваться многим.  Современные системы радиосвязи допускают многообразие решений при выборе моделей.

Зачем дальнобойщику радиосвязь

Рация для дальнобойщиков

Дорога, особенно ночью, таит в себе опасности и неожиданности, о которых стоит предупредить коллег. Стандартные средства радиосвязи – рации. Выбирая прибор, нужно понимать, какие частоты используются водителями, что такое канал и модуляция, для чего нужны антенны. Не существует устройства отдельно для дальнобойщиков, приобретаются приборы общего пользования, выпущенные одним из известных производителей. Они работают в общегражданском диапазоне 27 130 МГц, привычно именуемом Си-Би.

Рация для дальнобойщиков

Интересно! Автоликбез: сигналы дальнобойщиков

Для чего используется

Работа радиосвязи обеспечивает коммуникацию при отсутствии мобильного покрытия и в сложных погодных условиях. Ее преимуществом будет отсутствие платы, не нужен роуминг и Интернет.

Передача информации по рации идущим сзади или впереди грузовикам бывает необходимо если:

  • на дороге авария;
  • идут ремонтные работы;
  • сломалось транспортное средство и нужна помощь;
  • создалась пробка и нужно использовать маршруты объезда;
  • в зоне видимости пост ГИБДД;
  • что-то случилось с водителем и нужна помощь;

Часто передача радиосвязи спасает жизни людей и предотвращает бедствия. Еще одно преимущество – задержка перед соединением не превышает 0,5 секунд, у мобильного телефона это 5-10 секунд.

Для чего используется

Сетки частот

В рамках выделенного для гражданских переговоров на основании документов, регламентирующих радиосвязь, диапазона 27 МГц в каждой частотной сетке есть 40 частот, иначе называемых каналами. Частотные сетки кодируются литерами А, Б, С, D, Е. Каналы нумеруются. Практика распорядилась так, что для переговоров водителей дальнобойщиков выделен канал под номером 15. В некоторых модификациях раций его следует искать под другим именем. Волна относится к УКВ-диапазону. 

Сетки частот

Модели

Среди основных производителей устройств, предпочитаемых водителями грузовиков, называют японскую Yaesu, немецкую Albrecht, российскую Alnico. Есть хорошие образцы техники у китайских компаний. Документ, регламентирующий ряд правил радиосвязи и требования к устройствам обеспечения безопасности – к рациям, Постановление Правительства РФ №969, обязывает обязательно сертифицировать эти приборы для коммуникации. 

Стоимость одного устройства колеблется в пределах от двух до 30 тысяч. На цену влияет дальность радиосвязи и ее качество, известность бренда. Также имеет значение емкость аккумулятора и наличие резервного. При общении не важно, кто сделал рацию – они равно поддерживают гражданский диапазон частот радиосвязи. Выбирая устройство, нужно обратить внимание на эргономику. Разговаривать нужно, не отрывая одной руки от руля, рация удобнее, чем телефон, но она должна удобно находится в руке и не сковывать движения.

Модели

Выбор антенны

Необходимость антенны не преувеличена. Она исключает эффект «плавающих волн» и многочисленные шумы и помехи. Антенны крепятся на грузовик, тогда они могут достигать 150-160 см, это правило относится к автомобильным рациям, они не выносятся из салона и обеспечивают качественную связь.

  Но антенна может крепиться на или саму портативную рацию, здесь речь идет о 13-17 см длины. Связь будет чуть хуже, но вместе с устройством при необходимости можно покидать кабину. Для антенны потребуется настройка и тогда короткая УКВ-антенна обеспечит комфортную бесперебойную связь. Если самостоятельно это сделать не удастся, можно обратиться на сервис, к профессиональным радистам. При правильном использовании устройства маловероятен отказ от приема радиосвязи.

Выбор антенны

Канал дальнобойщиков на рации

Искать его следует в диапазоне, выделенном для гражданских переговоров. Этот канал радиосвязи носит номер 15. Нужно понимать, что переговоры по каналу слышат все водители, находящиеся в районе действия рации, конфиденциальные переговоры не возможны. Приобретая рацию, нужно убедиться, что она это канал поддерживает. При пересечении границы РФ частота сохраняется, перестройка не требуется. 

Просто номер для канала не будет достаточным обозначением, в общей номенклатуре, основанной на правилах радиосвязи, он именуется C15EA.

Это расшифровывается так:

  • С – одна из сеток в гражданском диапазоне, в ней 40 каналов;
  • 15 – порядковый номер канала. Для справки – если номер канала менее 10, он может обозначаться как 5 или как 05;
  • E — «европейская» сетка частот, для «российской» указывают литеру R. Такое обозначение свидетельствует о том, что на канале можно общаться, передвигаясь по европейским трассам;
  • А — амплитудная модуляция, частотную кодируют литерой F.

Некоторые рации могут быть настроены на канал C15EF, на нем применяется не амплитудная, а частотная модуляция, водители, работающие с ним, получат преимущество в виде более качественного звука. Помимо европейской сетки, существует польская. На ней работает радиосвязь в Польше, Украине, странах Прибалтики. Это тот же 15 канал, но частота отличается на 5 килогерц, в номенклатуре частот  российский и европейский канал выбирает частоту  27,135 мегагерц, польский же вариант частоты будет заканчиваться на ноль. Если планируются поездки в Польшу и страны с польской частотой, стоит уточнить поддерживает ли рация так называемые «нули».

Канал дальнобойщиков на рации

Интересно! Учимся не спать за рулем: полезные хитрости

Как найти

Перебор волн радиосвязи поможет найти нужную волну, если она не настроена по умолчанию. Потребуется инструкция по эксплуатации, опираясь на нее, требуется найти сетку из групп А, Б, С, D, в которой на конкретной модели находится нужный канал, далее пролистать до 15, найти модуляцию АМ и, пользуясь инструкцией, закрепить в памяти. У простых раций только одна сетка и процесс выбора не нужен, волна для переговоров дальнобойщиков настраивается мгновенно.

Как найти

Модуляция

Под этим термином принято понимать изменение, модификацию сигнала, иногда используют и термин «манипуляция». Привычны такие модуляции как амплитудная (АМ) и частотная (ЧМ). Последняя обеспечивает большую дальность связи. Военные и гражданские государственные ведомства традиционно работают с однополосным вариантом SSB.  Водители используют только АМ, приобретая рацию, нужно убедится, что она поддерживает эту опцию. Есть модели, которые с ним не работают, например, РМ-43, она работает только с ФМ. 

Модуляция

Правила общения

Основная норма коммуникации – уважение к коллегам. Радиочат имеет свои сокращения, сленг, привычные выражения, к ним нужно привыкнуть и начинать разбираться. Бывалые дальнобойщики советуют новичкам просто несколько дней ездить с включенным устройством, чтобы понять стиль общения и специфические выражения и дальше общаться уже на этом продвинутом уровне. После этого можно задавать нужные вопросы – как далеко заправка или магазин, есть ли на трассе камеры и подобные.

Эфирный флуд

Не стоит заполнять эфир незначащими сообщениями и междометиями, можно пропустить действительно важное сообщение. Не допустимы разговоры на темы, не относящиеся к дороге. Если нужно перейти в «приват», то используется с той же рацией одна из волн гражданского диапазона, но выше или ниже 15 канала. 

Какая радиостанция лучше

Организация радиосвязи   на дороге – задача самих водителей. Покупка рации с небольшой мощностью до 4 ватт свободна, не требуется получать разрешение или регистрировать устройство. 4 ватт. Если мощность выше – рацию придется поставить на учет.

Приобретая рацию, стоит поставить приоритеты – цена или мощность. Для трассы подойдет мощная Yaesu FT-1907R UHF. Если речь идет о городах и коротких маршрутах, то можно выбрать любую из бюджетных моделей стоимостью в пределах 3000-5000 рублей, компактную MIDLAND LXT-425 или привычную Связь м333.

Какая радиостанция лучше

Выбор делается всегда, исходя из поддержания необходимых частот, дальности работы, мощности аккумулятора.

Если возникает вопрос, приобретать ли подержанную рацию, нелишним будет обратиться к эксперту для проверки ее работоспособности или просто провести тестирование с напарником в полевых условиях на разной дальности приема. При покупке надо ответить на вопросы:

  • соответствует ли цена качеству, надежен ли корпус и сборка, есть ли гарантия;
  • поддерживается ли Си-Би диапазон частот;
  • какие сетки есть в приборе и сколько их;
  • тип модуляции — амплитудная или частотная;
  • наличие дополнительных преимуществ – шумоподавителя, запасного аккумулятора.

Рация – помощник водителя в сложных условиях дороги, и к ее выбору и настройке нужно относиться очень внимательно.

Логотип сайта Мои дороги

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Adblock
detector